Рейтинговые действия, 18.10.2023

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг АО «АВТОДОМ» до уровня ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 18 октября 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «АВТОДОМ» до уровня ruA-, прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruBBB+ со стабильным прогнозом.

Повышение кредитного рейтинга обусловлено увеличением степени вертикальной интеграции АО «АВТОДОМ» за счет создания уникальной производственно-финансовой экосистемы, включающей в себя дилерскую сеть, дистрибуцию, автомобильный завод, банк, лизинговую и факторинговую компании на базе приобретенных российских активов Mercedes-Benz.

АО «АВТОДОМ» (далее – компания, АВТОДОМ) является автодилером, занимающим лидирующие позиции на автомобильном рынке в Москве и Санкт-Петербурге. Компания напрямую и через 100% владения дочерними обществами специализируется на продажах и обслуживании автомобилей сегментов премиум и люкс, дилерская сеть насчитывает 31 центр и шоу-рум. Портфель состоит из 14 брендов, включая такие, как BMW, BMW Motorrad, MINI, Lamborghini, Mercedes-Benz, Porsche, Audi, Aurus, KTM, Sitrak и другие. Выручка компании формируется за счет продажи новых автомобилей, автомобилей с пробегом, сервисного обслуживания, trade-in, реализации запчастей и аксессуаров, страховых и финансовых продуктов. В 2023 году компания расширила продуктовую линейку, в том числе за счет выхода в новые сегменты автомобильного рынка – HCV (Forland, Foton, Sitrak и пр.).

В апреле 2023 года компания приобрела российские активы Mercedes-Benz (далее – МВ), что повлекло трансформацию классического бизнеса авторитейла в производственно-финансовую экосистему. В рамках сделки компании перешли финансовые активы МВ (ООО «МБ Рус Банк», ООО «МБ Рус Финанс» (лизинговая компания), ООО «МБ Рус Капитал» (факторинговая компания)), импортер и дилер автомобилей (АО «МБ Рус»), а также производственные активы - автомобильный завод в Московской области (ООО «МБ РУС МАНУФЭКЧУРИНГ»), на котором компания планирует запустить крупно- и мелкоузловую сборку на контрактной основе. Агентство предполагает, что после завершения интеграционных процессов, расширение располагаемой компанией экосистемы положительно отразится на объемах и финансовых результатах её бизнеса.

Риск-профиль отрасли автомобильного ритейла оценивается агентством умеренно негативно в силу слабой устойчивости к внешним факторам и невысоких барьеров для входа новых игроков. В период кризисных явлений в экономике, сопровождающихся падением реальных располагаемых доходов населения, спрос на новые автомобили значительно снижается и, как правило, оказывает отрицательный эффект на деятельность автодилеров. Специализация компании на автомобилях высокого ценового сегмента и укрепление позиций в сегменте автомобилей с пробегом в регионах с более платежеспособным населением от части минимизирует риск сильного уменьшения продаж ввиду меньшей зависимости от общего состояния экономики. Кроме того, компания в достаточной степени использует механики параллельного импорта, что позволяет ей избегать существенных проблем в поставках запасных частей и деталей.

Открытие дилерского центра не требует очень высоких капитальных затрат ввиду чего конкуренция на рынке автомобильного ритейла достаточно высокая. Ранее, ограничения со стороны автопроизводителей по допустимому количеству дилерских контрактов на каждый город сдерживали рынок от появления новых игроков. Изменение конъюнктуры рынка, уход ключевых зарубежных производителей, приостановка поставок ими новых автомобилей и переориентация на китайские и отечественные бренды снизило барьеры для выхода на рынок и способствовало росту числа автодилеров в России. Однако, планируемые ужесточения условий параллельного импорта, включая запрет на поставки через эту схему транспортных средств автопроизводителей, имеющих официальные представительства в России, будут способствовать последующему сокращению количества дилерских центров и их консолидации. В таких условиях, учитывая широкую дилерскую и партнерскую сеть, а также длительный опыт работы на рынке, АВТОДОМ имеет существенные конкурентные преимущества перед новыми или небольшими дилерами. С учетом сильных позиций на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, но с поправкой на масштабы деятельности, существенно уступающие лидеру рынка ООО «РОЛЬФ» (ruA+, стабильный), конкурентные позиции компании оцениваются как средние.

Дефицит новых автомобилей, возникший из-за задержек в цепочках поставок в 2020 году, связанных с пандемией коронавируса, и продолжившийся в 2021-2022 годах, оказал сильное влияние на объем рынка в абсолютном выражении, и, как следствие, на финансовый результат дилеров. По итогам года, завершившегося 30.06.2023 (далее – отчётный период, LTM), компания продемонстрировала снижение выручки на 28% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (с 74.1 млрд руб. до 53.5 млрд руб.). Несмотря на это, компания смогла сохранить уровень рентабельности по EBITDA выше бенчмарков агентства (11%), что оказывает поддержку уровню кредитного рейтинга.

Интеграция российских активов MB в структуру АВТОДОМ не оказала существенного влияния на финансовый результат компании в анализируемом периоде, поскольку деятельность приобретенных компаний была приостановлена и частично возобновилась только в июне 2023 года. Однако, по мнению агентства, интеграция окажет значительное положительное влияние на плановые объемы реализации новых легковых и коммерческих автомобилей дилерам. Компания фактически планирует переориентироваться с розничных на оптовые продажи, что, с одной стороны, приведет к снижению рентабельности по EBITDA до уровня не более 8%, а с другой, к кратному росту прогнозных объемов продаж и выручки в ближайшие годы. В прогнозных оценках агентство не учитывало эффект от запуска производства и сборки автомобилей на приобретенных сборочных мощностях, поскольку полагает, что финансовый результат от производства может существенно варьироваться в зависимости от выбранного партнера.

Поддержку рейтингу оказывает умеренный уровень долговой нагрузки. По данным на 30.06.2023 года соотношение чистого долга к EBITDA составило 2.0х. Агентство предполагает, что компания будет придерживаться сбалансированной финансовой политики и не будет существенно наращивать кредитный портфель. Соотношение EBITDA за период к процентным расходам составляло 1.8х. При этом, в прогнозных периодах, не планируется снижение показателя ниже 4.5х на горизонте двух лет. При расчете долговой и процентной нагрузок не учитывалась задолженность ООО «МБ Рус Банк» и ООО «МБ Рус Финанс» (лизинг), поскольку в консолидированном отчете о финансовом положении АО АВТОДОМ по МСФО на 30.06.2023 года финансовые показатели данных компаний не учтены в полном объеме и не оказывает существенного влияния на показатель EBITDA.

Дополнительную поддержку рейтингу также будет оказывать умеренно высокий запас ликвидности на фоне генерации достаточного операционного денежного потока и остатка денежных средств на балансе с учетом невыбранных лимитов по кредитным линиям на отчетную дату покрывающих все ключевые направления использования на горизонте года. Качественная оценка ликвидности находится на среднем уровне ввиду среднесрочного кредитного портфеля без крупных предстоящих погашений.

Блок корпоративных рисков оценен умеренно позитивно. В Компании действует Совет директоров из шести человек, в состав которого входит один независимый директор. Поддержку рейтингу оказывает качество стратегического обеспечения, формализованная дивидендная политика, а также умеренно высокая степень транспарентности. При этом, сдерживающее влияние оказывает концентрация корпоративного управления и отсутствие коллегиального органа по управлению рисками, а также существенный объем операций со связанными сторонами.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «АВТОДОМ» был впервые опубликован 13.04.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 21.10.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «АВТОДОМ», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «АВТОДОМ» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «АВТОДОМ» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023