Москва, 3 октября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Тульская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения. Структура экономики диверсифицирована с упором на обрабатывающие производства, которые представлены металлургическим и машиностроительным секторами, химической и пищевой промышленностью.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками, объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,0 трлн рублей, что на 0,7% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП по итогам отчетного года оказал рост промышленного производства (+3,5%) и объема платных услуг (+7,2%). За январь-июль текущего года индекс физического объема промышленного производства составил 115,2%, рост которого был поддержан базовыми отраслями промышленности региона: производством готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (рост в 1,6 раза), производством пищевых продуктов (+11,1%), металлургическим производством (+8,1%). По итогам 2023 года регион ожидает объем ВРП в размере 1,1 трлн рублей, индекс промышленного производства оценивается на уровне 103,6%.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 703,5 тыс. рублей, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывают небольшая численность населения региона и относительно невысокий уровень среднедушевых денежных доходов населения. По данным на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год составила 1481,5 тыс. человек, что на 1,0% ниже аналогичной даты предыдущего года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,7. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 6,0% до 34,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 22,5%, до 13,6 тыс. рублей. Безработица в регионе находится на низком уровне, в 2022 году безработица составила 3,6%, что на 0,2 п. п. ниже уровня 2021 года, за май-июль 2023 года безработица составила 2,5%. По итогам 2023 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 3,4%.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 0,2% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 212,3 млрд рублей. За первое полугодие 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 5,0%. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 20,3%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал до 225,8 млрд рублей.
Регион имеет высокую бюджетную автономию: в 2022 году доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 76,2%, что на 5,7 п. п. выше уровня 2021 года в связи с ростом ННД (+16,8%) при снижении объема межбюджетных трансфертов (-19,5%). Диверсификация налоговой базы региона оценивается сдержанно: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 10,5% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 31,8% налоговых доходов областного бюджета. За восемь месяцев 2023 года ННД выросли на 15,2% к аналогичному периоду 2022 года, рост был поддержан всеми бюджетообразующими налогами, наиболее позитивная динамика наблюдалась по НДФЛ (+21,9%) и налогу на прибыль организаций (+19,0%). Существенный прирост поступлений по НДФЛ связан с увеличением фонда оплаты труда (премиальных выплат) в основном на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а также выплатой дивидендов и доходов от продажи имущества физическими лицами, по налогу на прибыль организаций – с позитивными результатами финансово-хозяйственной деятельности крупнейших предприятий химической промышленности, финансово-кредитного сектора экономики, пищевой промышленности, а также ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса. Межбюджетные трансферты за восемь месяцев текущего года выросли незначительно (+0,1%), что обусловлено увеличением поступлений дотаций (+19,8%) и субсидий (+11,7%) при снижении объема субвенций (-26,4%) и иных межбюджетных трансфертов (-13,0%). По данным региона, по итогам 2023 года прогнозируется рост ННД на 2,6%.
Расходы бюджета выросли в 2022 году на 14,7% и составили 121,2 млрд рублей, из которых 80,5 млрд рублей (66,4% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. На капитальные расходы, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 9,5% от суммарных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. За восемь месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 10,6% к аналогичному периоду 2022 года. Наибольший рост в денежном выражении наблюдался по расходам на образование (+2,6 млрд рублей), социальную политику (+1,6 млрд рублей) и межбюджетные трансферты (+1,4 млрд рублей). Прирост расходов на образование обусловлен введением новых учреждений, повышением заработной платы и расходов на коммунальные услуги, на социальную политику – ростом заработной платы работников, индексацией социальных выплат и пособий, новыми выплатами участникам специальной военной операции и членам их семей, на межбюджетные трансферты – индексацией дотаций, предоставляемых муниципальным образованиям, расходами на дорожную деятельность, расходами за счет инфраструктурных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета на строительство моста в городе Туле. Вместе с тем, по расходам на ЖКХ наблюдалось сокращение. По итогам 2023 года ожидается рост расходов областного бюджета на 5,4%.
По итогам 2022 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 1,9 млрд рублей или 2,0% ННД, за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК) исполнение бюджета было бездефицитным. Согласно предоставленным данным, исполнение бюджета региона в текущем году ожидается с дефицитом в размере 14,1 млрд рублей или 15,1% ННД, за вычетом ИБК и остатков средств на счетах на его финансирование дефицит составит 7,1% ННД, который будет профинансирован за счет привлечения банковских кредитов.
На 01.01.2023 долг региона составил 19,9 млрд рублей, что на 11,6% выше, чем на 01.01.2022, который на 91,5% состоял из бюджетных кредитов, и на 7,5% и 1,0% из банковских кредитов и гарантийных обязательств соответственно. Долговая нагрузка сложилась на уровне 21,9%, что на 1,0 п. п. выше предыдущей отчетной даты в связи с привлечением ИБК и бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований (без учета ИБК долговая нагрузка составила 19,4%).
По итогам 2023 года ожидается рост долга в 1,7 раза за счет привлечения ИБК, банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета и гарантийных обязательств. Структура долга на 01.01.2024 соответствующим образом трансформируется: доля банковских кредитов увеличится до 26,6%, доля гарантийных обязательств увеличится до 11,9%, а вклад бюджетных кредитов составит 61,5%. Долговая нагрузка увеличится до 35,8%, (без учета ИБК составит 30,2%), но по-прежнему останется на комфортном уровне. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель преимущественно состоял из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 0,2% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 119,4 млрд рублей, объем расходов – 121,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.04.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.