Москва, 11 мая 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный.
Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует почти четверть ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.
Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2022 года (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 478,8 млрд рублей, что на 5,0% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах. По итогам 2023 года регион ожидает ВРП на уровне 488,2 млрд рублей, индекс физического объема ВРП по прогнозам региона составит 99,0%. В отчетном году наблюдалось снижение промышленного производства по сравнению с 2021 годом (индекс промышленного производства составил 93,7%), что явилось одним из факторов снижения ВРП в отчетном году. Негативное влияние на отрицательную динамику промышленного производства оказало снижение на 7,5% производства в обрабатывающей промышленности, что в большей степени связано с уходом ряда иностранных компаний и частичной приостановкой деятельности группы региональных предприятий. По итогам 2023 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 99%.
Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 403,6 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения, невысокое отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума. На 01.01.2023 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 1181,0 тыс. человек и сократилась на 0,9% относительно аналогичной даты прошлого года. Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль, в том числе снижение международной миграции. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние три года составило 2,5. По итогам отчетного года среднедушевые денежные доходы населения сложились в размере 30,5 тыс. рублей, что на 13,8% выше уровня 2021 года, величина прожиточного минимума – 12,4 тыс. рублей. Также давление на рейтинговую оценку оказывает умеренно низкий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 105,1 млрд рублей или на 6,5% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах, что в основном связано с высокой базой 2021 года. Отношение инвестиций к ВРП за последние три года составило 20,1%. По итогам 2023 года регион ожидает инвестиции в основной капитал на уровне 2022 года. Среднегодовой уровень безработицы по итогам отчетного года снизился на 0,1 п. п. и составил 4,2%. По итогам текущего года регионом прогнозируется безработица на уровне 4,1%.
Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов составила 66,3%, что на 1,9 п. п. выше, чем по итогам 2021 года. Рост доли связан с опережающим ростом налоговых и неналоговых доходов по сравнению с безвозмездными поступлениями. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 7,8% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД на 10,9%, а безвозмездные поступления на 2,1%, при этом, межбюджетные трансферты сократились на 3,0%. В структуре налоговых доходов по итогам 2022 года наибольшую долю занимали акцизы – 35,6%, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 27,7%, налог на прибыль организаций – 22,1%. В отчетном году поступления по налоговым доходам увеличились на 11,0%, что было поддержано положительной динамикой по всем основным бюджетообразующим налогам. Наибольший рост сложился по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+23,4%) и налогу на доходы физических лиц (+15,2%). Поступления по УСН приросли за счет увеличения налогооблагаемой базы и количества налогоплательщиков; НДФЛ – роста среднемесячной заработной платы в организациях области. Увеличение безвозмездных поступлений обеспечено ростом в 6,8 раза безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций. А уменьшение межбюджетных трансфертов связано со снижением поступлений по дотациям, субвенциям, иным межбюджетным трансфертам на 21,0%, 19,7% и 36,6% соответственно. Дотации сократились в связи со снижением поступлений в части дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов; субвенции – уменьшением федеральных средств на осуществление социальных выплат; иные межбюджетные трансферты – в 2022 году ряд расходов отражен по виду финансовой помощи – субсидии. Налоговая база области в отчетном году носила умеренно концентрированный характер: на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 10,9% налоговых доходов, что оказало давление на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона умеренно зависел от финансового состояния компании. Доля десяти крупнейших налогоплательщиков в налоговых доходах регионального бюджета составляла 36,7%. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет на 4,0% выше уровня 2022 года.
Расходы региона в 2022 году выросли на 3,3% по сравнению с 2021 годом и имели социальную направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 58,2 млрд рублей, что на 1,1% выше предыдущего года. Удельный вес социальных расходов составил 62,7% или на 1,4 п. п. ниже, чем в 2021 году, что связано с ростом расходов на национальную экономику на 9,5% или на 1,6 млрд рублей в результате увеличения расходов на ремонт дорог, развитие транспортной системы, сельского хозяйства, обеспечение детей-сирот жильем и т. д. Гибкость расходов бюджета по итогам отчетного года оценивается положительно: доля капитальных расходов в структуре расходов составила 11,7%. По итогам текущего года регионом ожидается незначительный рост расходов регионального бюджета – на 0,3%, в том числе капитальные затраты останутся почти на уровне 2022 года.
Региональный бюджет по итогам 2022 года был исполнен с дефицитом в размере 4,0 млрд рублей или 6,9% ННД, который был покрыт за счет заемных средств. По итогам 2023 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 12,1% ННД или 7,4 млрд рублей. Без учета инфраструктурного бюджетного кредита дефицит составит 9,5% ННД, который будет покрыт за счет рыночных заимствований.
Долговая нагрузка по итогам 2022 года сложилась на умеренном уровне, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Отношение долга на 01.01.2023 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 78,6% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита), что на 1,1 п. п. выше, чем на 01.01.2022. Совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 47,2 млрд рублей или на 14,7% выше уровня предыдущего года. Рост долга связан с необходимостью финансирования дефицита бюджета и привлечением инфраструктурного бюджетного кредита. По итогам 2023 года ожидается увеличение государственного долга до 53,8 млрд рублей, долговой нагрузки на 5,1 п. п. (без учета инфраструктурного бюджетного кредита), что будет оказывать давление на рейтинговую оценку. Основной причиной наращения долга по итогам текущего года является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета, а также привлечение бюджетного инфраструктурного кредита. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составила 54,9%, облигационные займы формировали 31,6% долга, банковские кредиты – 13,5%. По итогам текущего года существенного изменения структуры долга не ожидается. График погашения обязательств оценивается сдержанно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2023 составляет 27,9% от совокупного долга региона. В регионе стоимость фондирования находится на умеренном уровне: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2022 год составило 2,2%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 88,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 92,8 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.11.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ульяновской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.