Москва, 27 марта 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Магаданской области на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Магаданская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 462,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Магадан. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая в последние годы превышает половину ВРП региона. Магаданская область входит в число крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья. К основным экономически значимым видам минерального сырья, прежде всего, относятся запасы благородных и цветных металлов, углеводородов. Область является одним из крупнейших золотодобывающих регионов, а также обеспечивает основной объем добычи серебра страны.
Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 318,5 млрд рублей, что на 0,2% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП по итогам отчетного года оказал небольшой рост промышленного производства (+0,2%) и оборота розничной торговли (+1,6%). Увеличение промышленного производства сложилось в обрабатывающих производствах (+3,3%), добыче полезных ископаемых (+0,1%) и водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+2,6%). Положительная динамика обусловлена развитием горнодобывающей промышленности, эксплуатацией месторождений золота и серебра, развитием минерально-сырьевой базы месторождений Приморское и Бургали. Также в регионе наблюдался рост производства химических веществ и химических продуктов (+ 1,9% к 2021 году), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 2,2 раза) и прочей неметаллической минеральной продукции (в 1,5 раза). Объем ВРП по итогам 2023 года ожидается регионом в размере 343,6 млрд рублей.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 2,3 млн рублей. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказывает сокращение численности населения, по предварительным данным с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, численность населения составила 134,6 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 1,0% ниже значения предыдущего года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,6, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году увеличились на 5,5% до 85,4 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 14,8%, до 24,2 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году составил 4,4%, что на 0,5 п. п. ниже уровня 2021 года. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне 4,7%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году составил 89,6 млрд рублей, что на 4,9% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренном уровне и составило 23,1%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается объем инвестиций в размере 83,5 млрд рублей.
Бюджетная автономия региона находится на умеренно высоком уровне: по итогам 2022 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона составила 67,1%, что на 1,7 п. п. выше уровня 2021 года. Причиной такой динамики стало опережающее снижение объема межбюджетных трансфертов относительно динамики ННД, которое составило – 9,3% при снижении объема ННД на 6,1% к уровню 2021 года. По итогам 2022 года объем ННД составил 31,8 млрд рублей, что на 16,9% ниже утвержденного значения. В структуре налоговых доходов произошло снижение налога на прибыль организаций (-20,7%) и налога на добычу полезных ископаемых (-20,1%) (далее – НДПИ), но вместе с тем наблюдался прирост поступлений по НДФЛ (+2,5%), акцизам (+35,4%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+31,0%) (далее – УСН), налогу на имущество организаций (+7,4%). Уменьшение поступлений по налогу на прибыль произошло, главным образом, вследствие снижения доходов организаций недропользователей и увеличения их расходов на осуществление основного вида деятельности. Сокращение поступлений по НДПИ связано с более низкими по сравнению с предыдущим годом ценами на драгметаллы, а также со снижением объемов добычи золота. Существенный рост поступлений по акцизам сложился в результате изменений законодательства, по УСН – в результате роста доходов от основного вида деятельности (оптовая и розничная торговля в 1,4 раза, деятельность автомобильного транспорта в 1,7 раза), а также увеличением количества налогоплательщиков, применяющих данную систему налогообложения. Диверсификация налоговой базы региона оценивается сдержанно: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 12,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 50,0% налоговых доходов областного бюджета. В части межбюджетных трансфертов снижение поступлений наблюдалось по дотациям (-1,7%) в связи со значительным уменьшением дотации бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (-81,9%)/, а также субсидиям (-6,7%) и иным межбюджетным трансфертам (-29,0%) в связи с сокращением объемов предоставления ряда трансфертов в 2022 году по сравнению с 2021 годом. В текущем году регионом ожидается рост объема доходов бюджета на 6,5%, что обусловлено прогнозируемым увеличением объема ННД на 15,8%.
Расходы регионального бюджета в 2022 году приросли на 1,8% относительно 2021 года и составили 52,1 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность: на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 29,0 млрд рублей или 55,6% совокупных расходов, что на 0,5 п. п. выше уровня 2021 года. Среди наиболее значимых направлений наблюдался рост расходов на общегосударственные вопросы (+19,3%), национальную экономику (+28,0%), образование (+14,4%) и социальную политику (+11,6%). Важным фактором роста указанных расходов стало увеличение фонда оплаты труда, а также увеличение социальной поддержки и реализация национальных проектов в случае расходов на социальную политику и национальную экономику соответственно. Вместе с тем расходы сократились на: жилищно-коммунальное хозяйство (-25,7%), здравоохранение (-11,4%) и физическую культуру и спорт (-50,8%). Сокращение расходов на здравоохранение обусловлено снижением уровня заболеваемости коронавирусной инфекцией (COVID-19) в регионе, а также в связи с окончанием работ по реконструкции Магаданского областного онкологического диспансера. Отрицательная динамика расходов, предусмотренных на физическую культуру и спорт, наблюдалась в результате снижения расходов на строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Президентский» в г. Магадане в связи с его высокой степенью готовности в 2022 году. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 19,1%. По итогам 2023 года регионом ожидается снижение расходов областного бюджета на 2,3%.
По итогам 2022 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 4,7 млрд рублей или 14,9% ННД, за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита размер дефицита составил 3,9 млрд рублей или 12,2% ННД. Согласно предоставленным данным, исполнение бюджета региона в текущем году ожидается с дефицитом в размере 0,4 млрд рублей или 1,2% ННД, который полностью будет профинансирован за счет остатков средств на счетах.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 находилась на умеренно низком уровне: совокупный объём долгового портфеля составил 18,0 млрд рублей, что в 1,5 раза выше, чем на 01.01.2022, долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) выросла на 17,9 п. п. и составила 53,9% ННД. На росте долга отразилось привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов, бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований, а также привлечение банковских кредитов и облигационных займов на финансирование дефицита бюджета. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован из бюджетных кредитов (77,1%), банковских кредитов (17,3%) и облигационных займов (5,6%). Расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,1% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.
По итогам 2023 года ожидается незначительное снижение долга на 0,1%, при этом долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) снизится на 7,4 п. п. за счет прогнозируемого роста ННД и составит 46,5%. В 2023 году доля облигационных займов в долговом портфеле увеличится до 11,1%, а доли банковских и бюджетных кредитов снизятся до 13,1% и 75,8% соответственно в связи с осуществлением выпуска облигаций на 1 млрд рублей, а также погашением части банковских и бюджетных кредитов. Достаточная ликвидность бюджета поддерживается остатками средств на счетах, доступом к банковским и краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 47,4 млрд рублей, объем расходов – 52,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Магаданской области был впервые опубликован 11.04.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.10.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Магаданской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Магаданской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Магаданской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.