Москва, 15 февраля 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Пермского края на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.
Пермский край (далее - регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Административный центр края – город Пермь. Край является одним из экономически развитых регионов России, ключевыми секторами экономики выступают обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Ведущими отраслями в обрабатывающей промышленности являются химическое производство, машиностроение, производство нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, металлургический комплекс и производство бумажной продукции.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2022 год (далее – отчетный год) составил 1,4 трлн рублей, что на 6,8% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Негативное влияние на снижение ВРП оказала отрицательная динамика промышленного производства (за 2022 год индекс промышленного производства составил 98,0% к 2021 году), розничной торговли (оборот розничной торговли составил 92,7%). По итогам 2023 года регион ожидает незначительный рост ВРП – на 0,7% в сопоставимых ценах.
Поддержку рейтинговой оценке оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 554,4 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения. За последние три года численность населения сократилась на 2,3% и, по предварительным данным региона, составила 2540,3 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата). Неблагоприятные тенденции в динамике численности края обусловлены отрицательным естественным движением населения. Край характеризуется умеренно высоким уровнем среднедушевых денежных доходов населения. По итогам отчетного года среднедушевые денежные доходы составили порядка 34 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – 12,2 тыс. рублей при росте в 12,7%. Отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в отчетном году составило 2,8, среднее отношение за три последних года – 2,9. По предварительным данным региона, в отчетном году наблюдалось снижение уровня безработицы на 0,5 п. п. до 4,1%. В текущем году регион ожидает значения данного показателя на уровне 3,7%.
Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем инвестиций в основной капитал к ВРП, который за последние три года составил 22,3% несмотря на рост инвестиций на 20,5% в действующих ценах обусловленный увеличением количества инвестпроектов и их стоимости. По итогам текущего года регион ожидает объем инвестиций в основной капитал со снижением на 9,3% в действующих ценах до 336,7 млрд рублей.
Бюджетная обеспеченность региона оценивается на высоком уровне – доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах края по итогам отчетного года составила 75,3%. По итогам отчетного года доходы регионального бюджета выросли на 1,0% по сравнению с предыдущим годом, в том числе ННД на 0,4%, а межбюджетные трансферты продемонстрировали снижение на 14,3%. В структуре ННД наблюдался рост неналоговых доходов в 2,0 раза, что было вызвано увеличением в 5,5 раз доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и снижение налоговых доходов на 3,1% в результате уменьшения поступлений по налогу на прибыль на 24,3%. Снижение поступлений по налогу на прибыль связано с ухудшением конъюнктуры рынка, т. к. более 60% налога на прибыль в краевом бюджете формируется за счет прибыли обрабатывающих предприятий, предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых, занимающихся оптовой и розничной торговлей, которые напрямую зависят от конъюнктуры рынка. По остальным бюджетоформирующим налогам наблюдалась положительная динамика. Несмотря на снижение почти на четверть поступлений по налогу на прибыль, в структуре налоговых доходов он сохранил свою лидирующую позиции и его доля по итогам 2022 года составила 43,1%. В структуре межбюджетных трансфертов наблюдалась отрицательная динамика по всем видам трансфертов, кроме субсидий, которые приросли на 23,5%. Доходная часть краевого бюджета была подвержена умеренным рискам: долю 10 крупнейших налогоплательщиков в отчетном году пришлось 33,0% налоговых доходов. По итогам 2023 года у региона ожидания по поступлениям ННД сдержанные, прогнозируется рост всего на 3,6%.
Расходы края по итогам 2022 года выросли на 20,8% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 138,7 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 15,5%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах краевого бюджета показал снижение на 2,9 п. п. Снижение обусловлено значительным увеличением доли расходов по национальной экономике (на 3,1 п. п.), что связано с увеличением данных расходов в абсолютном выражении в 1,4 раза в связи с ростом объемов дорожного строительства, удорожанием стоимости объектов, в том числе за счет увеличения объемов финансирования из федерального бюджета. Гибкость расходов бюджета оценивается на высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 13,1%. По итогам 2023 года, по данным региона, ожидается рост расходов на 6,1%.
В 2022 году региональный бюджет был исполнен с дефицитом в 6,3 млрд рублей или 3,9% ННД, который был покрыт за счет бюджетного инфраструктурного кредита, банковского кредита, остатков средств на счетах. По итогам 2023 года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 27,0 млрд рублей или 16,2% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться кредиты коммерческих банков, инфраструктурные бюджетные кредиты, облигационный заем и остатки на едином счете бюджета. Без учета бюджетного инфраструктурного кредита и остатков средств на счетах дефицит бюджета составит 12,9% ННД.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 оценивается положительно: совокупный объем долгового портфеля составил 20,5 млрд рублей, что в 1,4 раза выше, чем на 01.01.2022 при этом долговая нагрузка приросла незначительно и без учета бюджетных инфраструктурных кредитов составила 9,9%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Из-за необходимости покрытия прогнозируемого дефицита бюджета, а также привлечение бюджетных инфраструктурных кредитов, в текущем году ожидается рост долга в 2,4 раза до 48,1 млрд рублей. Долговая нагрузка прирастет до 23,3% (без учета бюджетного инфраструктурного кредита) и будет оставаться на комфортном уровне не оказывая давление на рейтинговую оценку. Долговой портфель на отчетную дату состоял на 95,1% из бюджетных кредитов, остальную часть занимали банковские кредиты. По итогам 2023 года ожидается изменение структуры долгового портфеля в связи с планируемым привлечением рыночного долга в виде банковских кредитов и облигационных займов. Край демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В начале года край гасит более дорогие коммерческие кредиты за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволяет существенно экономить на процентных расходах. Эффективное управление долгом, а также превалирование в долговом портфеле бюджетных кредитов обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,07% ННД в 2022 году. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 213,7 млрд рублей, объем расходов – 220,0 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Пермского края был впервые опубликован 09.09.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.08.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Пермского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Пермского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Пермскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.