Рейтинговые действия, 14.12.2023

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о продолжении соответствия биржевых облигаций АО «ИНК-Капитал» серии 001Р-01 критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике

Москва, 14 декабря 2023 г.

Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) агентство «Эксперт РА» (далее – Агентство) подтверждает, что выпуск биржевых облигаций серии 001Р-01 Акционерного общества «ИНК-Капитал» (далее - Облигации) продолжает соответствовать принципам в рамках руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (The Climate Transition Finance Handbook) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), критериям адаптационного финансового инструмента в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1587 от 21.09.2021 (далее – ПП №1587 от 21.09.2021), а также подтверждает соответствие проекта, рефинансируемого за счет средств от размещения Облигаций, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии, предотвращения изменения климата или адаптации к изменению климата и финансирования перехода к низкоуглеродной экономике Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).

Облигации полностью соответствуют базовым критериям руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике, а именно:

  • использование средств;
  • процедура отбора проекта и транспарентность эмитента на предварительном этапе;
  • обособленность учета;
  • раскрытие информации;
  • стратегия перехода к низкоуглеродной экономике и управленческие практики эмитента;
  • существенность бизнес-модели для охраны окружающей среды;
  • научная обоснованность стратегии перехода к низкоуглеродной экономике.

Облигации соответствуют критериям ПП №1587 от 21.09.2021, а именно:

  • соответствие таксономии адаптационных проектов;
  • выполнение критериев адаптационного финансового инструмента.

Также выпуск Облигаций удовлетворяет требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – 706-П от 19.12.2019), а именно требованиям о соответствии проекта, финансируемого за счет средств от размещения Облигаций, целям и основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (таксономия адаптационных проектов) в части адаптационных проектов, утвержденным ПП № 1587, позволяющим дополнительно идентифицировать его с использованием слов «адаптационные облигации».

Для формирования независимого заключения АО «ИНК-Капитал» (далее – ИНК-Капитал, Эмитент, Компания) представило всю необходимую информацию, включая отчёт ООО «Энвайрон Консалт Си Ай ЭС» (Environ Consult CIS) (далее - Экологический консультант). В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Компанией также были представлены документы, в которых регламентируется проводимая работа в рамках финансирования перехода к низкоуглеродной экономике.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, размещаемые по открытой подписке, серии 001Р-01
Регистрационный номер выпуска 4B02-01-43073-N-001P
Объем эмиссии 5 млрд руб.
Дата начала размещения 17.12.2021
Дата погашения 11.12.2026

Обоснование мнения

Использование средств. АО «ИНК-Капитал» – материнская компания Группы компаний ИНК - одного из крупнейших независимых производителей нефти и газа в России. АО «ИНК-Капитал» владеет 99,9% в уставном капитале ООО «ИНК», являющейся основным операционным активом Группы компаний ИНК. Иркутская нефтяная компания и аффилированные с ней юридические лица занимаются геологическим изучением, разведкой и добычей углеводородного сырья на участках недр в Восточной Сибири - Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае.

Группа компаний ИНК осознает в полной мере потенциальные экологические последствия реализации своих нефтегазовых проектов и внедряет наиболее эффективные, инновационные технические и экономически целесообразные решения, позволяющие добиться минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Одним из таких решений является реализуемый с 2010 года ООО «ИНК» проект на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении (далее – ЯНГКМ). Добыча нефти на указанном месторождении сопровождается извлечением попутного нефтяного газа (далее – ПНГ), который, как правило, сжигается на факельных установках в полном объеме. В 2009 году Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) выдал ООО «ИНК» целевой кредит, благодаря которому на месторождении началась реализация сайклинг-процесса - технологического решения по утилизации ПНГ путем закачки газа в пласт вместо факельного сжигания (далее – Проект, адаптационный Проект).

В результате реализации Проекта существенно снизился объем сжигаемого ПНГ на факельных установках, а также увеличился коэффициент извлечения нефти в связи с повышением пластового давления в продуктивных пластах.

Проект соответствует положениям, реализован в рамках политики Группы компаний ИНК в области устойчивого развития и ESG и направлен на достижение Целей устойчивого развития, в том числе:

- Цель № 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям»;

- Цель № 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» в части полезного использования ПНГ»;

- Цель № 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» в части существенного снижения/предотвращения выбросов парниковых газов».

Для оценки экологического эффекта от реализации Проекта Компания привлекла Экологического консультанта, которым была проведена сравнительная оценка по двум сценариям:

1. Реализация адаптационного Проекта,

2. Нулевая альтернатива: ПНГ не используется для закачки в пласт и выделения ценных компонентов, а сжигается на факеле. Сухой отбензиненный газ (далее – СОГ) из природного газа направляется на использование для генерации электроэнергии у конечного потребителя (на объемы ПНГ и СОГ, утилизируемые в Проекте).

Выбор подхода осуществлялся таким образом, чтобы минимизировать неопределенность итоговой оценки (принцип точности) и риск недооценки объема выбросов (принцип консервативности).

За период с ноября 2022 по октябрь 2023 года в результате реализации Проекта по сравнению со сценарием нулевой альтернативы выбросы парниковых газов сократились на 1,25 млн т СО2-экв, снижение составило 80,77%, общий валовый выброс загрязняющих веществ (азота (IV) оксид, азота (II) оксид, углерод (сажа), углерода оксид и метан) сократился на 21,02 тыс. т или на 96,7%.

Прогнозные данные Фактические данные
2019 2020 2021 2022 2023 2022 (ноябрь 2021-октябрь 2022) 2023 (ноябрь 2022 – октябрь 2023)
Выбросы парниковых газов, т CO2e 479 220 282 596 166 793 567 219 572 782 213 739 297 689
Выбросы парниковых газов для нулевой альтернативы, т CO2e 5 071 211 4 688 661 4 578 815 15 153 892 15 314 403 1 489 383 1 547 953
Экологический эффект (сокращение выбросов парниковых газов), % 90,55 93,97 96,36 96,26 96,26 85,65 80,77
Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов парниковых газов за 2019-2023), % 95,38 91,71
Выбросы загрязняющих веществ, т 3 443 3 377 2 798 8 803 8 803 658 716,2
Выбросы загрязняющих веществ для нулевой альтернативы, т 42 961 40 510 39 443 168 444 168 444 12 990 21 738,84
Экологический эффект (сокращение выбросов загрязняющих веществ), % 91,99 91,66 92,91 94,77 94,77 94,93 96,71
Суммарный экологический эффект (сокращение выбросов загрязняющих веществ за 2019-2023), % 94,08 93,03

В связи с логистическими сложностями в поставках строительных материалов и оборудования, возникшими в 2022 году на фоне геополитической ситуации, график строительства был смещен на полгода, расчёт экологического эффекта был скорректирован. Входящая в состав Проекта установка комплексной подготовки газа-2 введена в эксплуатацию и вышла на проектную мощность с октября 2022 года, дожимная компрессорная станция-3 также введена в эксплуатацию с декабря 2022 года. Достигнутые показатели экологического эффекта имеют тенденцию к улучшению после увеличения объёма ПНГ, закачиваемого через дожимную компрессорную станцию-3.

Таким образом, целью реализации Проекта является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха и выбросов парниковых газов, что соответствует принципам в рамках руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Компания в декабре 2022 года утвердила детализированную Стратегию декарбонизации, в которой содержится количественная оценка выбросов парниковых газов, раскрывается система управления климатическими рисками Компании, целевые показатели в области декарбонизации на среднесрочный период (2022–2030) и долгосрочный период (2030–2050) и т.д. При этом Агентство отмечает отсутствие долгосрочной глобальной цели в Стратегии декарбонизации. В декабре 2023 года запланировано утверждение Климатической стратегии Компании. С целью обеспечения своевременной и достоверной количественной оценки выбросов парниковых газов, а также их сокращения, Эмитентом утверждены и введены в действие Стандарт по управлению выбросами парниковых газов и схемы взаимодействия компаний Группы по вопросам управления выбросами парниковых газов и Регламент по мониторингу выбросов парниковых газов и углеродного следа основных видов продукции Группы компаний ИНК.

В Компании функционирует эффективная система управления рисками, Советом директоров утверждена Политика в области управления рисками и непрерывностью бизнеса, определяющая цели, задачи и ключевые принципы. Определены основные риски, влияющие на достижение экологического эффекта от реализации Проекта:

Риск Мероприятия по управлению риском
Несвоевременный ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры для закачки ПНГ в пласт. Обеспечение своевременной комплектации объектов, контроль графиков поставки критичных материально технических ресурсов и оборудования. Выбор квалифицированных подрядчиков для выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, обеспечение контроля качества проведения работ.
Недостижение целевого коэффициента эксплуатации компрессорного оборудования, включая выход оборудования из строя. Реализация технологических мероприятий по снятию ограничений мощности компрессорного оборудования, проведение своевременного обслуживания, ремонта и модернизации оборудования.
Недостижение целевых показателей приемистости газонагнетальных скважин. Определение фонда скважин для закачки ПНГ с учетом показателей приемистости, настройка режимов закачки.

Риски нивелируются путем выбранной Компанией стратегии «Снижения рисков», предполагающей понижение вероятности реализации риска, понижение последствий негативного рискованного события до приемлемых пределов в части влияния на экологическую сферу, а также разработку мероприятий, направленных на переход к мировой тенденции по переводу экономики к низко углеродному и энергоэффективному способу развития бизнеса.

После использования кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития ООО «ИНК» продолжало реализовывать Проект за счет собственных средств. Все средства от выпуска Облигаций в полном объёме направлены на рефинансирование затрат, ранее понесенных в отношении Проекта, реализованного ООО «ИНК» за счет собственных средств, что подтверждается платежным поручением № 351 от 17.12.2021 о переводе ИНК-Капитал денежных средств, привлеченных в рамках размещения Облигаций, в счет договора займа, заключенного с ООО «ИНК».

Под рефинансирование попала часть собственных расходов на указанный Проект, понесенных в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года (расходы приведены в таблице, млн. руб.), а именно 52% от общей суммы расходов на Проект за указанный период.

Расходы в 2019 году, млн руб. Расходы в 2020 году, млн руб. Расходы в 2021 году, млн руб.
Газопроводы для закачки ПНГ в нефтяной пласт - 33,90 394,70
Газопроводы и компрессорные станции для сайклинг-процесса 20,61 292,18 587,92
Дожимная компрессорная станция-1 25,83 18,26 6,58
Дожимная компрессорная станция-3 21,27 1 312,87 841,78
Объекты подготовки газа ЯНГКМ (УПППНГ-3,6) 6,36 108,67 22,53
Объекты сбора и транспорта ПНГ на УПН 2,45 41,39 4,46
Объекты подготовки газа ЯНГКМ (УКПГ-2) и закачка в пласт 1 027,38 2 862,87 2 008,52
Итого 1 103,89 4 670,14 3 866,51
Итого по проекту 9 640,54

Эмитент будет продолжать нести ответственность за достижение положительного экологического эффекта в результате реализации Проекта и соблюдение российского законодательства в части регулирования подготовки, выпуска и размещения адаптационных облигаций.

Условия эмиссии Облигаций предполагают наличие права владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, что позволяет идентифицировать Облигации, как «адаптационные облигации». Вследствие этого Агентство подтверждает соответствие указанного Проекта в качестве адаптационного, что необходимо для идентификации Облигаций, как «адаптационных облигаций», согласно Положению Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».

Агентство также подтверждает, что заявленный Проект соответствует российской таксономии адаптационных проектов, выполнены критерии адаптационного финансового инструмента, что позволяет признать Облигации в качестве адаптационного финансового инструмента в соответствии с ПП №1587 от 21.09.2021.

Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. В Компании для предварительного рассмотрения и согласования проектов создана и функционирует специальная рабочая группа по оценке проектов в области устойчивого развития, деятельность которой регламентирована положением. Оцениваются как уже реализованные, так и текущие и (или) будущие проекты. В состав рабочей группы входит Председатель Совета директоров Компании, Генеральный директор Компании и его заместители по направлениям деятельности. Оценка проектов осуществляется на основании следующих критериев: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области устойчивого развития, международным принципам в этой области, в том числе принципам международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA), а также наличие положительного экологического эффекта. В результате проведенного анализа на заседании 05.10.2021, Рабочая группа рекомендовала заявить Проект для привлечения заемного рефинансирования посредством выпуска облигаций АО «ИНК-Капитал».

Помимо этого, в декабре 2021 года в Компании создан Комитет по устойчивому развитию, ESG и ИСМ при Совете директоров Компании, в функции которого входит рассмотрение результатов анализа и оценки проектов в области устойчивого развития, выполненного специальной рабочей группой, а также предоставление рекомендаций Совету директоров Компании.

Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента на предварительном этапе отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Обособленность учета. Эмитентом заявлено, что эквивалент полученных от размещения Облигаций средств будет направлен на рефинансирование части затрат, понесенных в рамках Проекта ООО «ИНК», в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года (представлен перечень инвестиционных объектов). Принимая во внимание характер целевого использования средств, подразумевающих исключительно рефинансирование ранее понесенных затрат, у Эмитента не возникает необходимости и обязанности в обособлении счетов и введении дополнительного внутреннего аналитического учета.

Согласно Политике Эмитента в области устойчивого развития и ESG контроль за целевым использованием денежных средств, привлекаемых посредством выпуска облигаций, осуществляется Комитетом по устойчивому развитию, ESG и ИСМ при Совете директоров Компании.

Таким образом, система учета, действующая у Эмитента, отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Раскрытие информации. Эмитент взял на себя обязательство по составлению отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, за каждый отчетный год, начиная с отчетного года, в котором началось размещение Облигаций, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения Облигаций, были в полном объеме направлены на рефинансирование Проекта.

В 2023 году Компания опубликовала отчёт о надлежащем (целевом) использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, за 2022 год (далее – Отчёт) на сайте ПАО «Московская биржа» и на сайте Центра раскрытия корпоративной информации. Отчёт включает в себя информацию о Проекте, сведения о расходовании (распределении) денежных средств, привлеченных в рамках эмиссии Облигаций, о методологии и (или) допущениях, используемых при определении экологического эффекта, сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проекта, а также информацию о стратегии выявления рисков возникновения возможных негативных факторов, влияющих на достижение экологического эффекта от реализации Проекта, и управления такими рисками.

Эмитент также будет продолжать раскрывать информацию в части достигаемого экологического эффекта от реализации Проекта.

Раскрытие информации о Проекте будет продолжать осуществляться в порядке, сроки и объеме, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, правилами листинга соответствующей биржи и (или) решением о выпуске.

Таким образом, раскрытие информации отвечает критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций критериям, предъявляемым к адаптационным финансовым инструментам, и руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии долговых инструментов критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 21.06.2023).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ИНК-Капитал», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании критериям по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion).

Публикации по тематике


"Эксперт РА": банки РФ в I полугодии выдали ESG-кредитов на 5,5 трлн рублей

ТАСС

Наибольшая доля приходится на кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности устойчивого развития, и зеленые кредиты, говорится в обзоре рейтингового агентства
15.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

"Эксперт РА": объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило ESG-кредитование в первом полугодии 2024 г. в России. В исследовании приняли участие почти 70 кредитных организаций. По оценке агентства, с 1 июля 2023 г. по 1 июля 2024 г. объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое и достиг 5,5 трлн руб. При этом 48% составили системно значимые кредитные организации (СЗКО). Это меньше, чем годом ранее: тогда крупные банки обеспечили 70% портфеля ESG-кредитов. Аналитики отмечают, что в этом году развивается ESG-кредитование у средних и небольших по масштабу банков.
11.11.2024

IV Ежегодная конференция ESG-day, 10 октября 2024 года

10 октября 2024 года в Москве состоялась IV Ежегодная конференция ESG-day, организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения». В мероприятии приняли участие более 200 человек. Ключевыми темами для обсуждения стали тренды развития национальной ESG-повестки 2024 году, углеродное регулирование, раскрытие нефинансовой отчетности и другие актуальные вопросы. 10.10.2024

"Эксперт РА" презентовало ежегодный рэнкинг ESG-прозрачности

Ведомости

Лидерами рэнкинга ESG-прозрачности за 2024 г., представленного 10 октября рейтинговым агентством "Эксперт РА" на IV ежегодной конференции ESG-day, остаются крупнейшие экспортеры. Это "Эн+ Групп", "Норильский Никель", "ФосАгро". Каждая из этих компаний получила максимальные два балла прозрачности по всем основным блокам: окружающая среда, общество, качество управления и стандарты нефинансовой отчетности. В топ-5 также вошли "Сбер" и МКБ с 1,98 балла каждый.
10.10.2024