Москва, 6 декабря 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ПАО «ТрансКонтейнер» на уровне ruAA-. Прогноз по рейтингу – стабильный.
ПАО «ТрансКонтейнер» - крупнейшая российская интермодальная логистическая компания в сфере железнодорожных контейнерных перевозок, использующая собственные фитинговые платформы и ISO-контейнеры. С конца 2019 года компания входит в Группу компаний «Дело» (далее – «группа») и является ее крупнейшим операционным активом. В соответствии с критериями методологии агентство использует для анализа кредитоспособности компании консолидированную отчетность по МСФО ООО «УК «Дело».
ООО «УК «Дело» - головная компания Группы компаний «Дело», крупного транспортно-логистического холдинга, управляющего морскими терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ. Агентство выделяет по рейтингу умеренный фактор поддержки со стороны контролирующего акционера компании на основании оценки условного рейтингового класса акционера, которая соответствует наивысшему уровню кредитоспособности по национальной шкале РФ, а также мнения агентства о стратегической значимости группы для акционера. Представители акционера активно участвуют в проработке стратегических вопросов развития группы, входят в состав советов директоров операционных активов, а также с ноября 2023 года – занимают должности в исполнительных органах компаний группы.
Помимо ПАО «ТрансКонтейнер» в группе контейнерными перевозками, экспедированием и перевозкой негабаритных грузов занимается также ООО «Рускон». Стивидорное направление группы представлено ООО «ДелоПортс» и Global Ports Investments Plc. ООО «ДелоПортс» владеет контейнерным терминалом «НУТЭП», зерновым терминалом «КСК» и Сервисной Компанией «Дело», оперирующими в порту Новороссийска. Контроль над стивидорным холдингом Global Ports был приобретен группой в сентябре 2022 года в результате закрытия сделки по покупке 30,75% акций у APM Terminals (входит в A.P. Moller-Maersk), в результате чего доля группы в активе выросла до 61,5%. Ранее группа осуществляла совместное владение Global Ports и учитывала его в отчетности МСФО по методу долевого участия. Ключевыми активами Global Ports являются ООО «Восточная стивидорная компания» на территории порта Восточный, АО «Первый контейнерный терминал» и АО «Петролеспорт» на территории Большого порта Санкт-Петербург. Для оценки блока финансовых рисков в целях сопоставимости показателей агентство применило допущение о том, что Global Ports консолидировался в отчетность группы в последней доступной финансовой отчетности по МСФО за 2022 год с начала 2022 года. В результате доля транспортно-логистического сегмента в EBITDA группы за период составила 56%, инфраструктурного (стивидорного) – 44%.
Агентство оценивает устойчивость к внешним шокам транспортно-логистического сегмента группы как умеренно высокую. По мнению агентства, рынок контейнерных перевозок характеризуется меньшей волатильностью объемов, чем прочие сегменты транспортной отрасли. Это обусловлено высоким потенциалом роста контейнеризации грузов в России, которая отстает от показателей развитых стран, а также высокой диверсификацией грузов, которые перевозятся контейнерами. Объем доходных перевозок ПАО «ТрансКонтейнер» оставался относительно стабильным по итогам 2022 года и по оперативной статистике за 2023 год. При этом компания существенно нарастила объем EBITDA за счет роста средней ставки операторских услуг, благодаря гибкому планированию перевозок с учетом локального дефицита подвижного состава и наращиванию операций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, компания добилась роста финансовых результатов за счет повышения показателей эффективности использования вагонов и контейнеров и оптимизации операционных расходов. Группа планирует наращивать объемы деятельности ПАО «ТрансКонтейнер», реализуя ряд инвестиционных проектов по строительству новых железнодорожных контейнерных терминалов, а также увеличивая парк контейнеров и фитинговых платформ.
Устойчивость к внешним шокам стивидорного сегмента группы также оценивается как умеренно высокая. В оценке заложены риски колебаний объемов перевалки контейнеров и зерна. Финансовые показатели Global Ports превысили ожидания агентства. EBITDA компании продемонстрировала рост по итогам 2022 года, несмотря на значительное сокращение объемов перевалки в Северо-Западном бассейне. В соответствии с оперативными данными Global Ports удается удерживать EBITDA на уровне 2022 года и в текущем году. В 2022 году поддержку объему выручки компании оказывали разовые операции по хранению контейнеров ушедших из России крупнейших международных контейнерных линий. В текущем году компании удалось привлечь на терминалы новых клиентов, адаптировать структуру переваливаемых грузов и нарастить удельную выручку. На терминалах были запущены новые контейнерные сервисы в Китай, Индию, Бразилию, прочие страны Южной Америки и Африки, вырос объем перевалки генеральных грузов, контейнеризированных минеральных удобрений и угля. Контейнерооборот на Дальнем Востоке в 2023 году продолжает расти, группа реализует инвестиционный проект по увеличению пропускной мощности «Восточной стивидорной компании». В Азово-Черноморском бассейне ООО «ДелоПортс» демонстрирует выраженную позитивную динамику как по перевалке контейнеров, так и в зерновом сегменте. EBITDA компании выросла по итогам 2022 года и продолжает значительно расти в текущем году на фоне привлечения новых контейнерных линий, рекордного урожая зерновых, высоких переходящих запасов зерна, использования двух глубоководных причалов на зерновом терминале и роста средних тарифных ставок. Группа продолжает реализовывать инвестиционные проекты по расширению мощностей терминалов «ДелоПортс», которые в настоящий момент функционируют на пределе пропускной способности.
Барьеры для входа в отрасль группы оцениваются агентством как очень высокие. Повышенные барьеры для входа на рынке контейнерных перевозок объясняются значимостью эффекта масштаба и преимуществами интегрированной бизнес-модели ПАО «ТрансКонтейнер», способной удовлетворить спрос разных категорий клиентов, а также наличием развитой терминальной сети. Барьеры для входа в стивидорной отрасли обусловлены очень высокими требованиями по капитальным затратам для строительства новых портовых мощностей и физическими ограничениями по расширению мощностей действующих игроков.
Рыночные позиции группы оцениваются агентством как сильные. ПАО «ТрансКонтейнер» является лидером на российском рынке контейнерных перевозок, кратно опережая по объемам доходных перевозок ближайшего конкурента. Контейнерный парк группы характеризуется умеренно низкой степенью износа. Доля крупнейшей категории товаров в структуре контейнерных грузов, химической продукции, не превышает 18%. Стивидорные активы группы также являются лидирующими на российском рынке: контейнерный и зерновой терминалы «ДелоПортс» - крупнейшие по объемам перевалки в Азово-Черноморском бассейне, терминалы Global Ports в Северо-Западном бассейне и на Дальнем Востоке занимают вторые места по объемам перевалки. В целом на компании группы «Дело» приходится около 30% портовой перевалки контейнеров и 13% портовой перевалки зерновых в России. Уникальным преимуществом группы является наличие инфраструктурных активов в трех ключевых бассейнах. Позитивное влияние на оценку оказывает умеренно низкая степень износа инфраструктурных активов, высокий уровень географической диверсификации и продуктовой диверсификация по переваливаемым грузам.
Фактор концентрации бизнеса по группе оценивается позитивно: группа характеризуется диверсифицированной клиентской базой, отсутствием зависимости от труднозаменимых поставщиков и высокой диверсификацией по активам.
Фактор долговой нагрузки оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга при нейтральной оценке уровня процентной нагрузки. На 31.12.2022 (далее – «отчетная дата») отношение чистого долга к EBITDA группы (с учетом ретроспективной консолидации Global Ports) составило 2,4х, покрытие процентных затрат EBITDA – 3,0x. Агентство ожидает сохранения отношения чистого долга к EBITDA группы в ближайшие два года на том же уровне, предполагая, что дальнейший рост EBITDA группы за счет улучшения операционных показателей будет компенсироваться ростом объема долга, направленного на реализацию инвестиционной программы и выплату дивидендов. Будущие значения коэффициента покрытия процентных платежей EBITDA будут во многом определяться динамикой изменения ключевой ставки Банка России, так как значительная часть долгового портфеля группы имеет плавающую ставку, что несколько сдерживает оценку рыночных рисков. При этом валютные риски группы оцениваются как низкие.
Фактор рентабельности группы оценивается позитивно. Агентство предполагает возможность снижения рентабельности по EBITDA в прогнозных периодах при сохранении максимальной оценки фактора по причине изменения структуры переваливаемых грузов на Global Ports и корректировки соответствующих тарифов.
Прогнозная ликвидность группы оценивается умеренно позитивно: на горизонте года от отчетной даты операционный денежный поток с учетом остатка денежных средств на счетах и невыбранных лимитов полностью покрывают все направления использования ликвидности. Качественная оценка ликвидности группы была понижена с позитивной до нейтральной, принимая во внимание неопределенность относительно будущих распределений дивидендов в условиях отсутствия формализованной дивидендной политики. В связи с этим агентство отмечает риск роста отношения чистого долга к EBITDA группы до уровня 3-3,5х, однако не закладывает это в базовый сценарий. Вместе с тем агентство по-прежнему отмечает комфортный график погашения по долгу группы и высокий уровень диверсификации источников финансирования.
В блоке корпоративных рисков позитивное влияние на рейтинг оказывает высокий уровень стратегического обеспечения и умеренно высокое качество корпоративного управления. В группе действует долгосрочная стратегия развития, для анализа была предоставлена детализированная долгосрочная финансовая модель. При этом в совете директоров группы отсутствуют независимые члены, в структуре управления отсутствует коллегиальный исполнительный орган. Оценка фактора качества риск-менеджмента сдерживается отсутствием коллегиального органа по управлению рисками на уровне компании и неполным страхованием подвижного состава. Оценка степени транспарентности сдерживается непубличным статусом группы, отсутствием публикаций финансовой отчетности в открытом доступе.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг ПАО «ТрансКонтейнер» был впервые опубликован 05.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 16.12.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «ТрансКонтейнер», ООО «УК «Дело», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «ТрансКонтейнер» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «ТрансКонтейнер» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.