Рейтинговые действия, 05.12.2023

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг АО «Центральная пригородная пассажирская компания» на уровне ruBBB+

Москва, 5 декабря 2023 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «Центральная пригородная пассажирская компания» на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Рейтинг кредитоспособности АО «Центральная пригородная пассажирская компания» обусловлен высокой оценкой риск-профиля отрасли, в которой работает компания, сильными рыночными и конкурентными позициями, при этом высокой долговой нагрузкой и низким покрытием процентных платежей, высокими показателями рентабельности, приемлемой ликвидностью и высоким уровнем корпоративного управления. В рамках рейтинговой оценки агентство выделяет умеренный внешний фактор поддержки со стороны государства в связи со средней системной значимостью компании и средней степенью влияния государства.

АО «Центральная ППК» (далее ЦППК) – крупнейший перевозчик среди пригородных пассажирских компаний РФ, осуществляющий более 90% всех пригородных перевозок на Московском железнодорожном узле, и более 60% — в России. ЦППК — перевозчик линий Московских центральных диаметров (МЦД). Движение по первым двум диаметрам (МЦД-1 и МЦД-2) открыли 21 ноября 2019 года. В августе 2023-го добавился третий диаметр — МЦД-3, а в сентябре 2023 года — МЦД-4. ЦППК осуществляет перевозку на Московских центральных диаметрах, электропоездами ЭГ2Тв/ЭГЭ2Тв «Иволга» первого и второго поколения производства группы «Трансмашхолдинг» (ruAА, стаб.), в дополнение к ранее покупавшимся поездам серии ЭП2Д для замещения парка РЖД. Агентство предполагает, что компания продолжит расширять собственный парк ЭГ2Тв/ЭГЭ2Тв для обеспечения движения на новых диаметрах МЦД и ЭП2ДМ (и в перспективе ЭП4Д) для прочих маршрутов.

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО АО «Центральная пригородная пассажирская компания».

Обоснование рейтинга

Высокая оценка риск-профиля отрасли обусловлена долгосрочной контрактной базой и монопольным статусом компании как перевозчика. Основная деятельность компании осуществляется на основе заключаемых с регионами-заказчиками долгосрочных договоров на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении, которые определяют маршрутную сеть и расписание движения поездов. Тарифы на проезд для пассажиров при этом устанавливаются органами власти субъекта-заказчика исходя из баланса соответствующей себестоимости перевозок ЦППК и объема субсидирования пригородных перевозок со стороны субъекта. Регулирование тарифов, однако, позволяет компании пользоваться долгосрочным поправочным коэффициентом в отношении затрат на железнодорожную инфраструктуру, предоставляемую ОАО РЖД (ruAAA, стаб.). Также в отношении компаний отрасли была закреплена льготная ставка НДС в размере 0% до 2030 года. Отвечая на требования лизинговых компаний, предоставляющих подвижной состав, компания ведёт переговоры о заключении дополнительного соглашения для продления срока договора транспортного обслуживания с Москвой и Московской областью, который может увеличить срок с 15 до 30 лет.

Сильные рыночные и конкурентные позиции. Несмотря на фактическую концентрацию деятельности ЦППК на территории города Москвы и Московской области – на которые приходится более 90% выручки от перевозочной деятельности за 2022 год – агентством позитивно оценивается география деятельности компании, так как на г. Москву и Московскую область приходится основная часть платежеспособного спроса на пригородное сообщение в РФ. Эти же субъекты являются немногими из тех субъектов, кто в полной мере компенсирует деятельность компании согласно обязательствам по договорам транспортного обслуживания, при этом агентство отмечает определенное улучшение платежной дисциплины субъектов в последние годы. Тариф в Московском транспортном узле (МТУ), основной зоне присутствия, имеет историю индексации, однако график его пересмотра не закреплен. Агентство продолжает отмечать задержки в расширении пропускной способности инфраструктуры, что ранее приводило к изменениям расписания при запуске первых линий МЦД.

Высокая долговая нагрузка, слабые показатели процентного покрытия. Деятельность компании характеризуется повышенными рисками, которые вызваны ростом расходов на лизинговые платежи на фоне нестабильной дисциплины компенсации расходов со стороны субъектов Российской Федерации. В последние годы ОАО РЖД прекращает закупать новый подвижной состав и постепенно списывает сдаваемые в аренду ЦППК устаревающие составы. Выбытие поездов РЖД замещается приобретением подвижного состава посредством заключения договоров финансового лизинга, платежи по которым превышают арендные платежи в пользу РЖД. Замещение подвижного состава РЖД более дорогостоящим лизингом, расходы по которому капитализируются агентством для расчётных целей, приводит к кратному росту долговой нагрузки, что выразилось в опережении долгового обременения над ростом показателя EBITDA с восстановленными затратами на лизинг (EBITDAR). Несмотря на то, что получение нового подвижного состава способствует росту долговой нагрузки и финансовых расходов, в частности, агентство ожидает, что ЦППК будет получать полную компенсацию обоснованных затрат в рамках действующего соглашения о транспортном обслуживании населения, между ЦППК, г. Москва и Московской областью через тариф или субсидии.

Агентство не ожидает продолжительной убыточной деятельности Центральной ППК, поскольку тарифы и компенсации по методологии ФАС предусматривают ведение деятельности компании с нормативным уровнем рентабельности на уровне 1%.

С 2022 года компания применяет ФСБУ 25/2018 "Учет аренды" и учитывает в пассивах капитализированный лизинг.  По состоянию на 30.06.2023 (далее – «отчетная дата»), 160 млрд руб. обязательств учитывалось агентством в составе долговой нагрузки. Отношение долга к EBITDA на отчетную дату осталось неизменным на фоне прошлого года на уровне около 7.4x, и агентство ожидает увеличение метрик долговой нагрузки к LTM EBITDA на уровне около 8х в ближайшие два года на фоне наращивания долга и приобретения парка в собственность, а также заключения новых лизинговых контрактов, стоимостной объем которых опережает рост EBITDA относительно объема капитализированного лизинга, и низкой рентабельности чистой прибыли. Увеличение долгового портфеля и увеличение ключевой ставки ЦБ негативно отразилось на показателях процентного покрытия. По итогам 30.06.2023 отношение LTM EBITDA/процентные платежи составило 1.6х (1.7х годом ранее).

Достаточный уровень ликвидности. Уровень прогнозной ликвидности учитывает сравнительно невысокий уровень необходимых капитальных затрат вне приобретения нового подвижного состава. ЦППК является получателем субсидий, направленных на покрытие понесенных экономически обоснованных затрат, но агентство обращает внимание на неравномерность их выплат в течении года – выплаты сконцентрированы в четвертом квартале – что требует привлечения дополнительного оборотного банковского финансирования.

Высокие показатели рентабельности. Операционная рентабельность по EBITDA превышает, с учетом субсидий, 35%. Завершение и запуск МЦД-3 и МЦД-4 с 2023-2024 годах также скажется позитивно на показателях рентабельности в прогнозных периодах. Компания предполагает, что основной рост трафика будет обеспечен именно проектами МЦД. Запуск новых проектов, при этом, скажется на рентабельности компании, так как часть затрат на обновление пассажирских обустройств относится к некапитализируемым операционным расходам.

Высокий уровень корпоративного управления. В компании функционирует Совет директоров, который состоит из 8 человек. Однако, в составе отсутствуют независимые директора. Прогнозная финансовая модель обладает высокой детализацией и продолжительным сроком прогнозирования. Компания также улучшила уровень информационной прозрачности, начав раскрывать полугодовую отчетность по МСФО в публичном доступе.

Оценка внешнего влияния

ЦППК является ключевым и монопольным перевозчиком на территории Москвы, Московской области и прилегающих областей. Агентство отмечает значительное влияние компании на социальную стабильность в регионах присутствия, в результате чего выделяет умеренный фактор системной значимости. Доля владения органов власти в лице мэрии Московской области в компании составляет 14.5%, что вдобавок к существующему механизму субсидирования через компенсации сниженного для населения тарифа, а также точечных механизмов поддержки на развитие инфраструктуры перевозок обуславливает среднюю степень влияния и поддержки, в результате чего агентство выделяет умеренный внешний фактор поддержки со стороны государства. 

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Центральная ППК» был впервые опубликован 24.08.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 16.12.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Центральная ППК», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Центральная ППК» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Центральная ППК» дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023