Рейтинговые действия, 03.08.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Чувашской Республики на уровне ruA

Москва, 3 августа 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruA, прогноз по рейтингу стабильный.

Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители машиностроения, электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 432,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,9% ниже уровня 2021 года. Отрицательное влияние на динамику ВРП оказало снижение объема промышленного производства к уровню 2021 года (-0,4%) и розничной торговли (-4,9%) на фоне санкционного давления и связанными с ним негативными последствиями. За январь-май текущего года индекс физического объема промышленного производства составил 117,9%, рост которого был поддержан позитивной динамикой в обрабатывающих производствах и добыче полезных ископаемых. По итогам 2023 года регион ожидает объем ВРП в размере 451,8 млрд рублей, индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 107,0%, что обусловлено адаптацией экономики к санкционному давлению и налаживанию импортозамещения.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 366,7 тыс. рублей, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказывают сокращение численности населения и низкий уровень среднедушевых доходов.  Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год снизалась до 1 173,2 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 0,9% ниже значения аналогичной даты предыдущего года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,3. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 15,0% до 27,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 20,7%, до 11,8 тыс. рублей. Безработица в регионе находится на низком уровне, в 2022 году безработица составила 3,2%, что на 1,6 п. п. ниже уровня 2021 года, за март-май 2023 года безработица составила 2,5%. По итогам 2023 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 2,7%.

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 25,8% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 93,8 млрд рублей. За первый квартал 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 27% в сопоставимых ценах, наибольший объем привлечения инвестиций обеспечили в основном организации в сфере строительства, в том числе дорог и их ремонта, а также химической промышленности (ПАО «ХИМПРОМ»). Несмотря на отмеченный рост инвестиций, отношение их объема к ВРП за последние три года составило лишь 18,2%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал до 100,5 млрд рублей, который связан с реализацией проектов на создаваемых в регионе территориях с преференциальным режимом.

Регион имеет пониженную бюджетную автономию: в 2022 году доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 53,0%, что на 6,1 п. п. выше уровня 2021 года в связи с ростом ННД на 20,9% при снижении объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2,1%.За первые пять месяцев 2023 года ННД выросли на 31,3% к аналогичному периоду 2022 года, рост был поддержан позитивной динамикой по налогу на прибыль (в 1,7 раза), НДФЛ (+16,9%), акцизам (+13,0%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН)  (в 2,2 раза), налогу на имущество организаций (+21,9%). Положительная динамика по налогу на прибыль обусловлена в том числе увеличением суммы уплаченных авансовых платежей и ростом поступлений налога по кредитным организациям в связи с увеличением прибыли банковского сектора, по акцизам – в основном увеличением акцизов на пиво, по УСН – увеличением налогооблагаемой базы, а также более ранним зачислением сумм налога в текущем году, по налогу на имущество организаций – погашением задолженности отдельными налогоплательщиками и ростом перечислений за 2022 год по предприятию нефтегазового сектора. Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 3,6% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 15,7% налоговых доходов регионального бюджета. Межбюджетные трансферты за пять месяцев текущего года выросли в 1,4 раза, что обусловлено увеличением поступлений дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов. По данным региона, по итогам 2023 года регионом прогнозируется снижение ННД на 1,0%, однако с учетом результатов за первые месяцы 2023 года прогноз может быть пересмотрен в положительную сторону при очередном внесении изменений в закон о республиканском бюджете.

Расходы бюджета выросли в 2022 году на 5,1% и составили 80,4 млрд рублей, из которых 52,3 млрд рублей (65,0% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. На капитальные расходы, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 15,5% от суммарных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. За первые пять месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 33,8% к аналогичному периоду 2022 года. Наибольший рост в денежном выражении наблюдался по расходам на национальную экономику (+1,1 млрд рублей), ЖКХ (+1,4 млрд рублей) и образование (+4 млрд рублей). Рост расходов на национальную экономику связан с реализацией ряда мероприятий, включая мероприятия комплексного развития транспортной инфраструктуры Чебоксарской агломерации, по ЖКХ – увеличением расходов на строительство объектов питьевого водоснабжения в рамках федерального проекта «Чистая вода» и строительство газовых автоматизированных блочно-модульных котельных, по образованию – увеличением расходов на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также модернизацией школ и строительством образовательных учреждений. По итогам 2023 года ожидается рост расходов республиканского бюджета на 13,7%.

В 2020-2022 годах региональный бюджет складывался с профицитом. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 8,4 млрд рублей или 19,3% ННД. Без учета бюджетного кредит на опережающее финансирование, который планируется привлечь до конца 2023 года, бюджетного инфраструктурного кредита (далее– ИБК), а также остатков средств на счетах, за счет которых прогнозируется покрыть часть прогнозируемого дефицита, дефицит бюджета составит 2,6% от ННД, для покрытия которого регион планирует привлечение банковских кредитов.

На 01.01.2023 долг региона составил 10,6 млрд рублей, что на 33,2% выше, чем на 01.01.2022, который полностью состоял из бюджетных кредитов. Долговая нагрузка (без учета ИБК) сложилась на уровне 20,7%, что на 1,3 п. п. ниже предыдущей отчетной даты в связи с отмеченным ростом ННД в 2022 году. По итогам 2023 года ожидается рост долга в 1,8 раза за счет привлечения ИБК, бюджетного кредита на опережающее развитие, банковских кредитов на финансирование дефицита, а также за счет предоставления гарантийных обязательств в рамках реализации проекта по обновлению подвижного состава транспорта общего пользования и модернизации инфраструктуры. Структура долга на 01.01.2024 соответствующим образом трансформируется: доля бюджетных кредитов снизится до 70,6%, доля банковских кредитов составит 5,9%, а гарантийных обязательств – 23,5%. Долговая нагрузка (без учета ИБК и бюджетного кредита на опережающее развитие) вырастет до 32,7%, но по-прежнему останется на комфортном уровне. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель полностью состоял из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 0,1% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 82,8 млрд рублей, объем расходов – 80,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.02.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024