Рейтинговые действия, 03.10.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Магаданской области на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 3 октября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Магаданской области на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.

Магаданская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 462,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Магадан. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая в последние годы превышает половину ВРП региона. Магаданская область входит в число крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья. К основным экономически значимым видам минерального сырья, прежде всего, относятся запасы благородных и цветных металлов, углеводородов. Область является одним из крупнейших золотодобывающих регионов, а также обеспечивает основной объем добычи серебра страны.

Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 337,7 млрд рублей, что на 2,1% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. По итогам текущего года регионом ожидается ВРП в размере 375,5 млрд рублей, что примерно соответствует уровню 2021 года в сопоставимых ценах. Положительная динамика ВРП по итогам отчетного года была поддержана преимущественно увеличением промышленного производства на 6%. За январь-июль 2022 года относительно аналогичного периода 2021 года индекс промышленного производства сформировался на уровне 98,8%, что обусловлено сокращением производства в добывающей промышленности (-1,4%) и обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (-1,1%). Снижение по указанным секторам экономики произошло на фоне завершения работ ООО «Серебро Магадан» по укреплению хвостохранилища и проведения мероприятий по энергосбережению в регионе соответственно.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 2,5 млн рублей.  Высокое значение данного показателя связано с низкой численностью населения, которая на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 137,8 тыс. человек. Сдерживающие влияние на рейтинговую оценку оказало сокращение численности населения: из-за естественной убыли и миграционного оттока за последние три года численность населения сократилась на 3,5 тыс. человек. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказало высокое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 3,4. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году увеличились на 6,3% и составили 75,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – на 2,3% и составила 21,1 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 71,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 24,2 тыс. рублей. На фоне послекризисного восстановления экономики региона в 2021 году наблюдалось снижение безработицы на 0,7 п. п. до уровня 4,9%. За май-июль 2022 года уровень безработицы составил 4,7%, при этом, в связи со сложившимися условиями внешнего санкционного давления, по итогам года ожидается рост безработицы до 5,2%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году составил 68,6 млрд рублей, что на 35,9% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Высокая положительная динамика была достигнута за счет увеличения объема инвестиций в основной капитал по ряду значимых для региона отраслей, однако, несмотря на рост экономической активности, отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на умеренно низком уровне и составило 18,5%. В 1 полугодии текущего года объем инвестиций в основной капитал сложился в размере 29,9 млрд рублей, что на 16,9% выше уровня соответствующего периода 2021 года в действующих ценах. По итогам 2022 года регионом ожидается объем инвестиций в основной капитал на уровне 2021 года.

По итогам 2021 года бюджетная автономия области продемонстрировала восстановительный рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона составила 65,4%, что на 3,6 п. п. выше уровня 2020 года, а по итогам 2022 года ожидается ее увеличение до 76,6%. Причиной такой динамики в отчетном году стали рост ННД на 14,8% и сокращение межбюджетных трансфертов на 1,9% к предыдущему году. Наибольший вклад в увеличение поступлений по ННД (+4,4 млрд рублей) дали налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+1,3 млрд рублей), налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) (+1,0 млрд рублей) и налог на прибыль организаций (+0,9 млрд рублей). По итогам 2021 года структура налоговых доходов осталась прежней: лидирующую позицию сохранил налог на прибыль организаций, при этом его доля снизилась с 39,6% до 37,8%, а доли НДФЛ и НДПИ, занимающих второе и третье место по значимости, выросли и составили 30,4% и 16,6% соответственно. Сокращение объема межбюджетных трансфертов в 2021 году произошло за счет снижения объема дотаций (-2,7%), субвенций (-6,8%) и иных межбюджетных трансфертов (-6,5%). Диверсификация налоговой базы региона оценивалась умеренно негативно: доля крупнейшего налогоплательщика в 2021 году составила 16,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 53,0% налоговых доходов областного бюджета. По итогам восьми месяцев 2022 года доходы регионального бюджета снизились на 9,7% относительно аналогичного периода 2021 года, что обусловлено сокращением межбюджетных трансфертов на 14,5% при росте ННД на 4,2%. Рост по налоговым доходам за рассматриваемый период составил 1,5% и сложился по всем бюджетообразующим налогам, за исключением НДПИ, объем которого сократился на 13,6%. Рост по неналоговым доходам составил более чем в 2 раза, что связано увеличением поступлений от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства в 5,4 раза. Сокращение объема межбюджетных трансфертов произошло в результате снижения всех видов трансфертов, в том числе субсидий более чем на 20%. Сокращение субсидий обусловлено отсутствием заложенных в 2022 году средств федерального бюджета на финансирование строительства универсального спортивно-оздоровительного комплекса «Президентский» в г. Магадане. По итогам 2022 года регионом ожидается снижение доходов областного бюджета на 3,7% в результате сокращения объема межбюджетных трансфертов на 19,6% при росте ННД на 13,1%.  Прогнозируемое увеличение объема ННД обусловлено ожидаемой позитивной динамикой поступлений по налогу на прибыль организаций (+24,1%) за счет роста цены на золото и увеличения объемов реализации драгметаллов недропользователями и НДПИ (+26,2%) за счет увеличения объемов добычи драгметаллов.

Расходы региона в 2021 году выросли на 3,1% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность: на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 28,2 млрд рублей или 55,1% совокупных расходов. Гибкость расходной части бюджета региона оценивалась позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 14,0%. За восемь месяцев 2022 года расходы бюджета выросли на 17,7% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 35,4 млрд рублей. Наибольший рост наблюдался по расходам на национальную экономику (в 1,7 раза), здравоохранение (+20,9) и образование (+16,1%). По итогам 2022 года регионом ожидается рост расходов областного бюджета на 5,5%.

В 2019–2021 гг. региональный бюджет исполнялся с профицитом. В 2022 году исполнение областного бюджета ожидается с дефицитом в размере 4,0 млрд рублей или 10,5% ННД. Без учета остатков средств на счетах региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит прогнозируется на уровне 3,4 млрд рублей или 8,8% ННД, источниками финансирования которого будут являться облигационные займы и остатки средств бюджета.

Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством как низкий: объем совокупных долговых обязательств на 01.01.2022 составил 12,2 млрд рублей или 36,0% к ННД за предыдущие 12 месяцев. По итогам 2022 года ожидается рост долга в 1,4 раза, долговой нагрузки (за вычетом бюджетного инфраструктурного кредита) до 43,1%, что выше уровня 2021 года на 7,1 п. п. Увеличение долга обусловлено необходимостью финансирования дефицита бюджета, а также привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из коммерческих кредитов, доля которых составляла 60,2%, а остальной долг был представлен бюджетными кредитами с долей 36,5% и облигационными займами – 3,3%. По итогам 2022 года ожидается трансформация структуры долгового портфеля.  В связи с привлечением бюджетных инфраструктурных кредитов и бюджетных кредитов из федерального бюджета на замещение рыночных долговых обязательств региона и его муниципальных образований доля бюджетных кредитов на 01.01.2023 достигнет 78,0%, доля коммерческих кредитов сократится до 10,2%, а доля облигационных займов вырастит до 11,8% в результате ожидаемого выпуска облигаций на 2 млрд рублей. Несмотря на ожидаемый рост объема долга, долговая нагрузка региона останется на комфортном уровне. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 0,8% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и открытые кредитные линии.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2021 года составил 51,7 млрд рублей, объем расходов бюджета – 51,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Магаданской области был впервые опубликован 11.04.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.04.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Магаданской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Магаданской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Магаданской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023