Рейтинговые действия, 22.11.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Волгоградской области на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 22 ноября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Волгоградская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, химическая и пищевая промышленность), что формирует почти четверть ВРП. Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,0 трлн рублей, что на 1,0% ниже уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. По итогам текущего года регионом ожидается снижение ВРП на 1,0% относительно 2021 года в сопоставимых ценах, что связано в основном со снижением показателей в сфере потребительского рынка. В 2021 году наблюдалось снижение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 98,4%, что было вызвано сокращением производства в добыче полезных ископаемых (-10,8%) и обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (-8,9%). За январь-сентябрь 2022 года относительно аналогичного периода 2021 года индекс промышленного производства сформировался на уровне 104,1%. Рост промышленного производства обусловлен положительной динамикой производства в обрабатывающей промышленности (+7,1%) и обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+6,3%). Основной вклад в темпы роста выпуска промышленной продукции внесли обрабатывающие производства, включая металлургические производства, машиностроительный и нефтеперерабатывающий комплексы, химическую и легкую промышленности. В 2022 году регионом прогнозируется рост промышленного производства в натуральном выражении на 1,5% к уровню 2021 году.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 406,4 тыс. рублей, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказала отрицательная динамика численности населения, которая сократилась за последние три года на 57,7 тыс. человек и составила 2 449,8 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,6, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году увеличились на 11,2% до 27,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – на 2,9% до 10,2 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 31,2 тыс. рублей, а величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 12,0 тыс. рублей, что на 17,8% выше уровня 2021 года.  Росту доходов населения по итогам 2022 года способствует решение Президента РФ о повышении прожиточного минимума и МРОТ. Среднегодовой уровень безработицы в 2021 году составил 4,9%, что на 2,7 п. п. ниже уровня 2020 года, а за июль-сентябрь 2022 года безработица опустилась до 3,0%. Стабильная ситуация на рынке труда и снижение уровня безработицы обусловлены мерами поддержки работодателей и занятости населения, принятыми на федеральном уровне и в регионе на время перенастройки логистических цепочек и технологических процессов, реализацией на территории региона плана первоочередных действий по обеспечению развития экономики в условиях внешнего санкционного давления. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица на уровне не более 4,8%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году снизился по сравнению с 2020 годом на 3,3% в сопоставимых ценах и составил 185,6 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 18,9%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Благодаря своевременно принятым федеральным и региональным мерам поддержки, в 1 полугодии 2022 года объем инвестиций в основной капитал составил 74,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,0% выше уровня аналогичного периода 2021 года. По итогам текущего года объем инвестиций в основной капитал ожидается регионом в размере 187,4 млрд рублей.

Бюджетная автономия региона находится на умеренно высоком уровне: в 2021 году доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 60,8%, что на 2,2 п. п. выше уровня 2020 года в связи с опережающим ростом ННД на 14,2% при увеличении объема межбюджетных трансфертов на 3,4% к предыдущему году. В структуре налоговых доходов наибольший рост наблюдался по налогу на прибыль организаций (+20,4%), акцизам (+22,4%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+38,7%). Позитивная динамика межбюджетных трансфертов обусловлена повышением объема субсидий (+29,0%) и иных межбюджетных трансфертов (+14,5%). Диверсификация налоговой базы региона оказывает негативное влияния на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании: доля крупнейшего налогоплательщика в 2021 году составила 28,6% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 46,5% налоговых доходов регионального бюджета. За девять месяцев текущего года доходы региона приросли на 17,0%, в том числе ННД на 23,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре налоговых доходов положительная динамика наблюдается по всем бюджетообразующим налогам, в том числе по налогу на прибыль организаций (+51,5%), НДФЛ (+5,9%), акцизам (+17,1%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+24,1%), налогу на имущество организаций (+8,2%). Факторами, повлиявшими на прирост налоговых поступлений, являются улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, индексация заработной платы, налоговых ставок по акцизам, а также увеличение объемов реализации подакцизных товаров, ввод в эксплуатацию основных средств. По межбюджетным трансфертам наблюдалась позитивная динамика относительно аналогичного периода 2021 года (+3,9%), что обусловлено ростом объема дотаций (+10,2%) и субсидий (+20,7%) несмотря на снижение субвенций (-20,1%) и иных межбюджетных трансфертов (-21,3%). По предоставленным данным, по итогам 2022 регионом ожидается рост доходов на 4,3%, при этом рост по ННД составит 14,3%.

Расходы региона в 2021 году выросли на 7,1% по сравнению с 2020 годом. На финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт в течение отчетного года было направлено 95,9 млрд рублей или 66,1% совокупных расходов. Гибкость расходной части бюджета региона оказала сдерживающее влияние на рейтинговую оценку: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 6,0%. За девять месяцев 2022 года расходы бюджета выросли на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 107,9 млрд рублей. Среди наиболее существенных направлений расходов наибольший рост наблюдался по расходам на национальную экономику (+33,5%) и ЖКХ (+60,4%), при этом по расходам на здравоохранение и физическую культуру и спорт наблюдалось снижение на 5,9% и 8,2% соответственно. Увеличение расходов обусловлено необходимостью достижения целевых показателей по оплате труда и МРОТ, индексацией заработной платы, снятием ряда ограничений, связанных с предупреждением возникновения и распространения коронавирусной инфекции (возобновление регулярного транспортного сообщения на маршрутах общественного транспорта,  восстановление действия социальных проездных билетов), увеличением расходов на содержание автомобильных дорог и расходов по региональному проекту сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Снижение расходов на здравоохранение, а также на физическую культуру и спорт связано с сокращением закупок лекарственных средств и частичной отменой мероприятий календарного плана соответственно. Согласно предоставленным данным, по итогам 2022 года ожидается рост расходов регионального бюджета на 6,9%, в том числе капитальных затрат в 1,4 раза. Увеличение расходов капитального характера связано с созданием объектов инфраструктуры в рамках реализации национальных проектов.

В 2021 году бюджет региона сложился с дефицитом 1% от ННД. По предоставленным данным, исполнение бюджета в 2022 году планируется с дефицитом в размере 4,6 млрд рублей или 4,6% от ННД. Без учета остатков средств на счетах региона и бюджетного инфраструктурного кредита прогнозируется бездефицитное исполнение бюджета.

Долговая нагрузка региона находилась на умеренном уровне: объем совокупных долговых обязательств на 01.01.2022 составлял 57,1 млрд рублей или 65,1% к ННД за предыдущие 12 месяцев. По итогам 2022 года ожидается, что долг вырастит на 4,2% в результате привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов и бюджетных кредитов из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Однако долговая нагрузка (за вычетом бюджетного инфраструктурного кредита) снизится на 7,9 п. п. и составит 57,2%, что обусловлено позитивной динамикой ННД. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 63,7%, а остальной долг был представлен коммерческими кредитами – 20,5% и облигационными займами – 15,8%. По итогам 2022 года в структуре долга ожидается увеличение бюджетных кредитов до 72,1%, и снижение коммерческих кредитов – до 17,0%, а облигационных обязательств – до 10,9%. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 2,0% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. График погашения обязательств оценивается также умеренно позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2022 составляет 14,4% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 15,9%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета Волгоградской области по итогам 2021 года составил 144,1 млрд рублей, объем расходов бюджета – 145,0 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 31.05.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023