Рейтинговые действия, 31.05.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Волгоградской области на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 31 мая 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Волгоградская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, химическая и пищевая промышленность), что формирует почти четверть ВРП. Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2021 год (далее – отчётный год) составил 1,0 трлн рублей, что на 2,0% выше результатов 2020 года в сопоставимых ценах. По итогам текущего года показатель ВРП ожидается в размере 1,0 трлн рублей. Объем промышленного производства региона в сопоставимых ценах в 2021 году снизился на 1,6% относительно уровня 2020 года, что было вызвано сокращением производства в добыче полезных ископаемых (-12,4%) и обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (-7,4%) при сохранении уровня производства в обрабатывающей промышленности и его росте в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+15,2%). Существенный спад в добыче полезных ископаемых в 2021 году был обусловлен сокращением индекса производства в секторе добычи нефти и природного газа на 13,2%. В 1 квартале 2022 года индекс промышленного производства составил 102,2% к соответствующему периоду 2021 года, в том числе в обрабатывающих производствах – 107,5%.

Агентство позитивно оценивает высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчётам агентства, составил 406,4 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения и высокий коэффициент демографической нагрузки. Численность населения региона за последние три года сократилась на 2,3% и составила 2 449,8 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчётная дата). Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Коэффициент демографической нагрузки на отчётную дату составил 0,766. На фоне послекризисного восстановления региона показатель среднегодовой безработицы опустился ниже докризисного уровня и составил 4,9%, что позитивно отразилось на рейтинговой оценке.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2021 году составил 156,3 млрд рублей, что на 3,0% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Положительная динамика была обусловлена послекризисным восстановлением экономики региона, однако, несмотря на это, отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на низком уровне и составило 16,0%. По итогам 2022 года объём внебюджетных инвестиций прогнозируется на уровне 154,2 млрд рублей.

По итогам 2021 года бюджетная автономия области продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее - ННД) в доходах регионального бюджета составила 60,8%, что на 2,2 п. п. выше уровня 2020 года в связи с опережающим ростом ННД на 14,2% при увеличении объема межбюджетных трансфертов на 3,4% к предыдущему году. На фоне восстановления экономической активности рост поступлений наблюдался по всем видам налоговых доходов, в том числе по основным бюджетоформирующим налогам: налогу на прибыль организаций (+20,4%), налогу на доходы физических лиц (+5,2) и акцизам (+22,4%). Положительная динамика налога на прибыль была поддержана ростом налоговых отчислений от предприятий ряда отраслей экономики региона, включая добычу полезных ископаемых (в 3,1 раза), торговлю оптовую и розничную (в 1,9 раза), обеспечение электрической энергией, газом и паром (в 1,3 раза), строительство (в 1,3 раза). Рост поступлений акцизов связан с изменениями в положительную сторону ставок акцизов на нефтепродукты и норматива распределения доходов по ним в бюджет региона. В результате указанной динамики налог на прибыль и налог на доходы физических лиц практически сравнялись по значимости в структуре налоговых доходов с долями 30,5% и 30,6% соответственно. Диверсификация налоговой базы региона по итогам 2021 года оценивалась на умеренно низком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 13,4% в налоговых доходах. Рост объема межбюджетных трансфертов связан с увеличением объема субсидий по софинансированию расходных обязательств, возникших при реализации полномочий региона (+5,1 млрд рублей) и иных межбюджетных трансфертов (+1,7 млрд рублей) при менее значительном совокупном спаде объема субвенций (-1,3 млрд рублей), а также объема дотаций (-3,7 млрд рублей), обусловленным в том числе сокращением дотаций на обеспечение бюджетной сбалансированной (-2,4 млрд рублей) на фоне роста ННД в 2021 году. В результате указанной динамики доля дотаций в структуре межбюджетных трансфертов сократилась на 7,6 п. п. и составила 23,0%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Согласно закону о бюджете области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в текущем году ожидается сокращение доходов областного бюджета на 4,3%, что обусловлено снижением межбюджетных трансфертов из федерального бюджет на 15,3%, в том числе, в части иных межбюджетных трансфертов (-70,6%), субвенций (-4,8%) и дотаций (-0,2%).

За 2021 год расходы регионального бюджета составили 145,0 млрд рублей, что на 7,1% выше уровня 2020 года. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2021 года было направлено 95,9 млрд рублей (66,1% совокупных расходов), что выше 2020 года на 7,0%. Тем не менее, удельный вес расходов социального блока в общих расходах регионального бюджета показал сокращение на 0,1 п. п., которое произошло, в основном, на фоне опережающего роста расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (+20,2%), национальную экономику (+10,6%) и национальную безопасность (+48,8%), которые в денежном выражении показали совокупный прирост на 4,3 млрд рублей. Гибкость расходной части бюджета области оценивается позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 20,2%

В 2020–2021 гг. региональный бюджет исполнялся с дефицитом. По итогам 2021 года дефицит составил 0,9 млрд рублей или 1,0% ННД. В соответствии с законом о бюджете области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в текущем году ожидается бездефицитное исполнение регионального бюджета.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивалась на умеренном уровне: совокупный объём долгового портфеля составил 57,1 млрд рублей, что на 7,2% выше, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка составила 65,1%. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 63,7%, а остальной долг был представлен коммерческими кредитами с долей 20,5% и облигационными займами – 15,8%. В 2022 году ожидается рост государственного долга до 59,3 млрд рублей в связи с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов в размере 2,2 млрд рублей. Кроме того, по итогам текущего года произойдет изменение структуры долга региона в сторону увеличения доли бюджетных кредитов, так как помимо привлечения инфраструктурного бюджетного кредита, в соответствии   с принятыми мерами поддержки региональных бюджетов, в 2022 году регионы освобождаются от уплаты имеющихся бюджетных кредитов, вместе с тем  регионом планируется замещение коммерческих заимствований, подлежащих погашению в текущем году, бюджетными кредитами. Указанные меры поддержки будут способствовать снижению доли обязательств, подлежащих погашению в течение ближайших 12 месяцев, которая на 01.04.2022 составляла 7,8% совокупных обязательств. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 2,0% от ННД, что оказало умеренное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объём доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 144,1 млрд рублей, объём расходов – 145,0 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 07.12.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current(вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023