Рейтинговые действия, 05.05.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Башкортостан на уровне ruАА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 5 мая 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Башкортостан (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из старейших нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающее производство и торговлю. Промышленность в регионе формирует более 30% валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти. Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2021 года (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 2,0 трлн рублей, что на 4,2% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Положительная динамика обусловлена приростом производственных мощностей предприятий региона на фоне улучшения экономической ситуации. По итогам 2022 года объем ВРП ожидается на уровне 2,2 трлн рублей. В отчетном году в республике наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 107,5%. Положительная динамика была обусловлена увеличением производства во все отраслях промышленного производства: добыча полезных ископаемых (+0,5%) в связи с ростом добычи сырой нефти и природного газа, а также металлических руд; обрабатывающие производства (+8,3%) за счет увеличения производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства бумаги и бумажных изделий, мебели, готовых металлических изделий, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, металлургической промышленности; обеспечение электрической энергией, газом и паром (+6,7%); водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов (+22,3%). По итогам текущего года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 105,2%.

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 503,5 тыс. рублей, что выше уровня предыдущего года на 18,4% в действующих ценах. Высокий прирост показателя обусловлен ростом ВРП и снижением численности населения. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 4,0 млн человек и за последние три года сократилась на 1,2%. Снижение связано с миграционным оттоком населения и естественной убылью. Несмотря на это республика входит в число десяти крупнейших регионов по данному показателю (7-е место среди субъектов РФ). Отрицательная динамика численности населения оказала давление на рейтинговую оценку. Также давление на рейтинговую оценку оказал высокий коэффициент демографической нагрузки, который на отчетную дату составил 0,791. Среднегодовой показатель уровня безработицы по итогам отчетного года снизился на 1,6 п. п. к уровню 2020 года и составил 4,3%, таким образом достиг своего минимума за последние 9 лет. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица на уровне 4,4%. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2021 год составил 364,9 млрд рублей, что на 9,3% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Положительная динамика была обеспечена реализацией ряда крупных проектов по ключевым видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, производство химических веществ и химических продуктов, сельское хозяйство и производство пищевых продуктов, производство кокса и нефтепродуктов, производство строительных материалов. По итогам текущего года объем данных инвестиций ожидается на уровне 428,4 млрд рублей. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе, отношение объема внебюджетных инвестиций к ВРП за последние три года оставалось на низком уровне и составило 12,6%, что оказало давление на рейтинговую оценку. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Нефтекамск», «Благовещенск», «Белорецк», «Белебей», «Кумертау», ОЭЗ «Алга», индустриальные и аграрные парки, технопарки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Бюджет региона характеризуется умеренным уровнем достаточности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2021 года приросла на 8,1 п. п. и составила 64,1%, но допандемийный уровень не был достигнут, ранее у региона данный показатель составлял в среднем 77,1%. За 2021 год доходы региона выросли на 11,9% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД на 27,9%, трансферты снизились на 10,0%. В составе ННД поступления по налоговым доходам приросли на 34,9%, по неналоговым сократились в 1,8 раза. Наибольший рост в структуре налоговых доходов сложился по налогу на прибыль организаций (в 1,9 раза к уровню 2020 года), налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+11,0%), акцизам (+14,6%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+36,9%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль обусловлено низкой базой 2020 года в связи с недопоступлением налога из-за влияния цен на нефть и коронакризиса, а также с наращением производственных мощностей предприятий региона на фоне улучшения экономической ситуации; по НДФЛ – ростом среднемесячной заработной платы и поступлением сумм налога с выплаченных дивидендов; по акцизам – увеличением норматива распределения по акцизам на нефтепродукты и ростом налоговой базы по акцизам на крепкую алкогольную продукцию; по УСН – ростом налоговой базы благодаря предоставленным в 2020 году региональным мерам поддержки, в том числе налоговой, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также переходом организаций и индивидуальных предпринимателей с отмененной с 1 января 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на упрощенную систему налогообложения. Значительное снижение в структуре неналоговых доходов сложилось по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 3,9 раза) в связи со снижением поступлений дивидендов по акциям, принадлежащим республике в 95 раз и доходов от размещения средств бюджетов на банковских депозитах в 2 раза. В структуре трансфертов наблюдалось снижение поступлений по дотациям (-36,5%) и субвенциям (-26,5%). Сокращение дотаций связано с уменьшением распределения для республики на 2021 год дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели, а также в связи с разовыми поступлениями дотаций в 2020 году. По субвенциям – с сокращением субвенций на реализацию полномочий РФ по осуществлению социальных выплат безработным гражданам, а также на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Риски доходной части бюджета находились на умеренном уровне, на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 12,2% налоговых поступлений (на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 34,9% налоговых доходов республиканского бюджета). По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет в размере 174,0 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 10,5%.

Расходы региона в 2021 году сократились на 1,6% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность, их доля в расходах составила 67,7%, что соответствует уровню 2020 года. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2021 года было направлено 172,8 млрд рублей, что ниже уровня 2020 года на 1,6%. Наибольшее снижение расходов сложилось по здравоохранению (-18,6%) и социальной политике (-2,9%) в связи с высоким уровнем расходов в 2020 году на противоэпидемические мероприятия, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 21,4%. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 276,1 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 8,2%.

Региональный бюджет с 2019 года исполняется с дефицитом. По итогам 2021 года дефицит бюджета составил 5,9% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись заемные средства от размещения государственных облигаций республики. На 2022 год параметры бюджета сформированы также с дефицитом в размере 19,6 млрд рублей или 11,3% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться остатки денежных средств на счетах, кредиты коммерческих банков, бюджетный инфраструктурный кредит, а также поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности.

Несмотря на рост долга в 2021 году (в 1,3 раза до 26,6 млрд рублей), долговая нагрузка на отчетную дату находилась на комфортно низком уровне (16,9%), что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2022 года ожидается рост долга до 35,0 млрд рублей, долговой нагрузки – до 20,0%, но несмотря на это показатель будет находиться на низком уровне. Увеличение долга обусловлено необходимостью финансирования дефицита регионального бюджета, а также в связи привлечением инфраструктурного бюджетного кредита. Структура долгового портфеля по итогам 2021 года претерпела изменения. В 2021 году регионом были погашены все банковские кредиты в размере 4,0 млрд рублей, а также размещен облигационный заем, таким образом на 01.01.2022 доля облигационных займов составляла 56,4%, на долю бюджетных кредитов приходилось 43,6%. В 2022 году в связи с привлечением банковских кредитов и инфраструктурного бюджетного кредита соотношение обязательств изменится: на первое место выйдут бюджетные кредиты, их доля составит около 52,0% от общего долга, на облигационные займы придется порядка 43,0% и на банковские кредиты – около 5,0%. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 0,5%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион характеризуется высокой ликвидностью, имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также имеет остатки денежных средств на счетах.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 246,0 млрд рублей, объем расходов – 255,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.11.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023