Москва, 19 января 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Воронежской области на уровне ruАА. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Воронежская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. Экономика области имеет диверсифицированную индустриально-аграрную структуру. Реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство) занимает более 40% общего объема экономики. Сектор непроизводственных услуг (оптовая и розничная торговля, услуги в сферах недвижимости, транспортировки и хранения, гостиниц и общепита, информации и связи, страхования) составляет почти 40%, причем, с преобладанием вида деятельности «Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов».
Социально-экономическое положение региона оценивается агентством позитивно. Объем ВРП по итогам 2021 года (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,1 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,4% выше уровня 2020 года. По итогам отчетного года индекс промышленного производства оценивается на уровне 102,1%, индекс физического объема оборота розничной торговли – 107%.
Показатели благосостояния региона характеризуются высоким уровнем, что положительно влияет на рейтинговую оценку: ВРП на душу населения по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 472,2 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы оценивается регионом в размере 4,1%. На умеренно положительном уровне оценивается среднее отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП, которое за 2018–2020 гг. составило 23,3 %. По итогам 2021 года внебюджетные инвестиции оцениваются около 225,0 млрд рублей, что на 9,1% выше уровня 2020 года в действующих ценах. На территории региона действуют ТОСЭР «Павловск», ОЭЗ ППТ «Центр», индустриальные парки «Масловский», «Бобровский», «Лискинский», «Перспектива», «Воронеж», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения региона оценивается в размере 2285 тыс. человек и за последние три года сокращение составляет 1,8%. Снижение численности в последние годы происходит на фоне убыли рождаемости, в связи с вхождением в фертильный возраст женщин, родившихся в период 90-х годов ХХ века. Коэффициент демографической нагрузки составил на отчетную дату, по прогнозу региона, 0,771.
Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета области по итогам 2021 года немного приросла и составила порядка 69%, но допандемийный уровень еще не достигнут, ранее у региона данный показатель был выше 70%. За отчетный год, по предварительным данным региона, доходы бюджета региона выросли более чем на 13% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД более чем на 18%. В структуре налоговых доходов наблюдается рост поступлений по всем бюджетообразующим налогам. Расходы региона за 2021 год выросли примерно на 5% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона сохранилась социальная направленность. Гибкость расходов бюджета оценивается агентством положительно: доля капитальных расходов в общем объеме расходов составила более 20%.
Региональный бюджет с 2017 года исполняется с профицитом, что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. Профицит в 2021 году составил, по предварительным данным региона, 18,4 млрд рублей или 16,4% ННД.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивается как низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 16,8 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 15%. В отчетном году регион снизил объем государственного долга на 5%, долговая нагрузка снизилась чуть более чем на 3 п. п., в том числе в результате роста ННД. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован полностью из бюджетных кредитов. Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание – порядка 0,02% ННД. Область имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, доступный запас по кредитным линиям (21,4 млрд рублей на горизонте 12 мес. после 01.01.2022).
Объем доходов бюджета по итогам 2021 года, по предварительным данным, составил 163,1 млрд рублей, объем расходов бюджета – 144,7 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Воронежской области был впервые опубликован 19.03.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.07.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамент финансов Воронежской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Воронежской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Воронежской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.