Рейтинговые действия, 07.02.2022

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг компании «Воксис» на уровне ruА-

Москва, 7 февраля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Воксис» на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу - стабильный.

ООО «Воксис» (далее – компания) является дочерней компанией Tachyon Comm Ltd и представляет бренд VOXYS, сформированный в результате объединения четырех контакт-центров: Beeper, Telecom-Express, Comfortel и LogiCall (далее – Группа, VOXYS). Принимая во внимание критическую значимость, размер активов и долю операционного денежного потока дочерней компании в составе Группы, агентство в соответствии с методологией проводило оценку кредитоспособности ООО «Воксис» по консолидированной отчетности Группы.

VOXYS специализируется на предоставлении услуг аутсорсинговых центров коммуникаций в сфере оказания справочного обслуживания, технической поддержки, рекламы и телемаркетинга. С 2020 года Группа также активно развивает IT-направление для предоставления роботизированных сервисов на базе ООО «Воксис Лаб».

Агентство оценивает бизнес-профиль Группы как умеренный. Рынок аутсорсинговых контакт-центров в России находится в стадии активного формировании и в мировом масштабе по общим объемам выручки не превышает 1%, что обусловлено невысокой степенью развитости клиентского сервиса и сектора потребительских услуг в России, а также низкой текущей степенью готовности крупных заказчиков к передаче взаимодействия с действующими и потенциальными клиентами сторонним компаниям. По независимым оценкам, по итогам 2021 года общий объем рынка, на котором оперирует Группа, в России не превышает 30 млрд руб. Небольшой размер рынка характеризует устойчивость отрасли к внешним шокам ниже среднего, но при этом свидетельствует о потенциале развития и роста доли передаваемых на аутсорсинг процессов контакт-центров относительно обслуживаемых компаниями самостоятельно. По независимым оценкам средний темп роста рынка аутсорсинговых контакт-центров за последние три года составляет 16%, и агентство ожидает сохранение позитивной динамики в условиях продолжающегося тренда на дистанционное взаимодействие с клиентами. Также наблюдается тенденция на снижение доли голосовых каналов связи и вероятное изменении структуры спроса на услуги, предоставляемые аутсорсинговыми контакт-центрами, в пользу текстовых каналов и роботизированных систем. По предварительным итогам 2021 года доля неголосового трафика VOXYS в общем объеме составила 20%, доля цифровых IT-решений в общей выручке оценивается на уровне около 2%. Одним из ключевых ограничений отрасли выступает недостаток кадров, сдерживающий рост как рынка в целом, так и Группы в частности, и высокая ротация линейных операторов. При этом VOXYS придерживается международных стандартов COPC (Customer Operations Performance Center), определяющих оптимальные показатели времени и качества работы сотрудников, что позволило снизить отток персонала до 80% по итогам 2021 года при 96% ранее. Рынок контакт-центров является фрагментированным ввиду низких материальных барьеров для входа, в то же время более 50% всего рынка приходится на топ-4 компаний отрасли, обладающих долгосрочным портфелем клиентов, технологическими возможностями и компетенциями, позволяющим обслуживать объемные и сложные проекты крупных клиентов. При этом потенциальная дальнейшая консолидация отрасли в результате M&A сделок может привести к изменению структуры рынка. По совокупности факторов агентство сдержанно оценивает риск-профиль отрасли.

Рыночные и конкурентные позиции оказывают поддержку уровню рейтинга. VOXYS является лидером рынка аутсорсинговых контакт-центров в России с долей около 18% и обладает одной из крупнейших среди мировых контакт-центров IT-платформ, рассчитанной на 10 тысяч рабочих мест. Предоставляемые Группой услуги характеризуются умеренно-высокой степенью диверсификации: около 57% EBITDA за период 30.06.2020-30.06.2021 (далее – отчетный период) сформировано за счет услуг по оказанию справочного обслуживания, на рекламные услуги и телемаркетинг пришлось 42%, доля цифровых продуктов на текущий момент незначительна. VOXYS обслуживает долгосрочные проекты, требующие инсталляционного периода и подбора персонала, обладающего необходимой заказчикам квалификацией, в среднем, договоры с заказчиками заключаются на трёхлетний период. По расчетам агентства, на банковский сектор пришлось около 40% выручки Группы в отчетном периоде. Около половины портфеля Группы приходится на крупные проекты, обслуживание которых определяется на основании тендерной системы закупок. При этом отрасль характеризуется высокой степенью конкуренции между ключевыми игроками, что оказывает сдерживающее влияние на оценку контрактной базы. Центры коммуникации представлены в 36 городах России, что позволяет VOXYS обслуживать клиентов в 4 часовых поясах, при этом доля крупнейшего контакт-центра в выручке Группы не превышает 10%. Агентство также позитивно оценивает тот факт, что обслуживание крупных проектов распределяется между несколькими контакт-центрами Группы. Пользователями услуг VOXYS являются представители банковского сектора, ритейла, транспортной отрасли, компании, осуществляющие техническую поддержку, а также телекоммуникационные, медицинские и прочие компании, что свидетельствует о наличии отраслевой диверсификации обслуживаемых проектов. Доля крупнейшего заказчика в структуре выручки в отчетном периоде составила 18,5%. Ввиду отсутствия также зависимости Группы от труднозаменимых поставщиков и подрядчиков, риски концентрации бизнеса агентством оцениваются как низкие.

Консолидация операционных компаний Группы началась в 2018 году и завершилась в 2020 году. В результате синергетического эффекта от объединения контакт-центров, выручка Группы за первое полугодие 2021 года относительно аналогичного периода годом ранее увеличилась на 16%, что соответствует средним темпам роста рынка аутсорсинговых контакт-центров. Оценка рентабельности бизнеса оказывает поддержку уровню рейтинга. По расчетам агентства, в отчетном периоде EBITDA margin составила 15%, FCF margin – 5%. В прогнозных периодах Группа планирует увеличивать проникновение предоставляемых услуг в базу имеющихся заказчиков, а также наращивать портфель клиентов, что в совокупности с положительной динамикой стоимости handle-time (времени, когда оператор контакт-центра непосредственно работает с клиентом), должно привести к росту выручки и EBITDA Группы. Развитие сегмента digital-услуг и неголосовых сервисов позволит VOXYS наращивать портфель проектов в условиях кадровых ограничений рынка. Агентство ожидает сохранение высоких показателей маржинальности бизнеса на горизонте года от 30.06.2021 (далее – отчетная дата).

Уровень долговой нагрузки Группы оказывает значительную поддержку уровню рейтинга. По расчетам агентства, отношение долга на отчетную дату к EBITDA за отчетный период находилось на уровне 0,7х, что по бенчмаркам агентства соответствует максимальной оценке. Актуальная стратегия развития Группы ориентирована на наращивание предоставляемых услуг действующим клиентам и расширение портфеля заказчиков на базе имеющейся технологической платформы и действующих контакт-центров, соответственно, не требует привлечения новых заемных средств, что в совокупности с ожидаемым ростом доходов Группы позволит сохранить уровень долговой нагрузки по показателю долг/EBITDA ниже значения 1,0х. Отношение EBITDA к процентным платежам в отчетном периоде составило 36,9х, что также позитивно оценивается агентством. В прогнозных периодах при отсутствии значительного увеличения долгового портфеля агентство ожидает сохранения уровня процентного покрытия выше 30,0х, что положительно влияет на уровень рейтинга.

Агентство оценивает прогнозную ликвидность Группы на умеренно-высоком уровне. По расчетам агентства на горизонте 24 месяцев от отчетной даты денежный поток Группы и свободный остаток денежных средств покрывает потребность в капитальных затратах на поддержание и развитие бизнеса, дивидендных выплатах и затратах на обслуживание долга. Наличие невыбранных кредитных линий позволяет агентству оценить риски рефинансирования как низкие. При качественной оценке ликвидности агентство отмечает наличие неопределенности в части размеров будущих дивидендных выплат. Осуществленные M&A сделки в процессе формирования VOXYS финансировалась за счет привлечения инвестиций от скандинавского фонда CapMan Russia II (далее – фонд). На отчетную дату доля фонда в структуре кредитного портфеля превышает 50%, погашение займа приходится на середину 2022 года, при этом агентство оценивает риски концентрации источников фондирования как незначительные ввиду низкого уровня долговой нагрузки относительно операционных потоков Группы. Займ от фонда был привлечен на материнскую консолидирующую компанию Tachyon Comm Ltd, номинирован в евро и в 2022 году будет конвертирован в капитал Группы без необходимости его погашения. Группа не подвержена валютным рискам, так как доходы и расходы, номинированные в иностранной валюте, отсутствуют.

Группа находится в активной стадии внедрения лучших практик корпоративного управления и риск-менеджмента. На уровне материнской компании с 2021 года действует совет директоров, состоящий из 5 членов, 2 из которых являются независимыми. Инвестиционный фонд активно участвует в управлении деятельностью Группы. Также в 2021 году были созданы профильные комитеты при совете директоров по управлению рисками, утверждены регламенты и положения, регулирующие риск-менеджмент, но агентство не может полноценно оценить их эффективность из-за небольшого срока работы. В Группе сформирована стратегия непрерывности деятельности, осуществляется дублирование и резервирование данных на постоянной основе, инфраструктура размещена в трех дата-центрах с сертификацией TIER3 (подтверждённый уровень надежности и доступности), каналы связи от 36 операционных локаций до дата-центров имеют двух- и трехкратное резервирование. Группа уделяет внимание защите персональных данных заказчиков и их клиентов, ежегодно проводит аудит информационной безопасности, а также моделирование внешних и внутренних угроз. Отсутствие политики страхования, обусловленное спецификой деятельности, по мнению агентства, не несет рисков остановки деятельности Группы. Уровень стратегического обеспечения находится на умеренно-высоком уровне. При оценке структуры собственности агентство отмечает наличие траста в структуре акционерного владения, что сдерживает итоговую оценку. Группа подготавливает аудированную отчетность по МСФО, которая размещается на сайте VOXYS, а также промежуточную отчетность по МСФО. Годовой отчет, анализ финансовых результатов, а также иная дополнительная, необязательная к раскрытию информация, не публикуется. На уровне материнской компании возможны финансовые вложения, агентство не может на текущий момент оценить направления инвестиций, что оказывает сдерживающее влияние на оценку блока корпоративных рисков.

По данным аудированной консолидированной отчетности по МСФО выручка Группы за 6 месяцев 2021 года составила 2,3 млрд руб., чистая прибыль – 0,14 млрд руб., активы Группы на 30.06.2021 составили 2,9 млрд руб., собственный капитал – 1,1 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен ООО «Воксис» впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Воксис», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Воксис» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Воксис» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Розница в процентах

Российская газета

Маркетплейсы начали отбирать клиентов у банков
21.11.2024

Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023