Рейтинговые действия, 16.12.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ООО «ЛайфСтрим» на уровне ruBBB

Москва, 16 декабря 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «ЛайфСтрим» на уровне ruBBB. Прогноз по рейтингу - стабильный.

ООО «ЛайфСтрим» (далее – компания, ЛайфСтрим) специализируется на построении инфраструктурных решений для компаний телекоммуникационной отрасли в России и ближнем зарубежье. Компания заключает долгосрочные договоры с правообладателями телевизионных каналов и онлайн-кинотеатрами, предоставляя доступ к агрегированному набору контента малым и средним операторам широкополосного доступа в интернет (далее – ШПД), а также мобильным операторам. Доставка контента происходит на базе собственной платформы компании, которая представляет из себя единую систему, состоящую из серверной части (административная панель, аналитика и API - application programming interface), видео-инфраструктуры (транскодинг, DVR – Digital Video Recorder, CDN) и клиентских приложений (нативные приложения, Smart TV, Web, Apple TV). Компания обладает собственной сетью CDN (Content Delivery Network) для доставки высококачественного видеосигнала до конечного абонента по всей России при минимальных затратах на интернет-трафик.

Компания представлена в трех бизнес-сегментах. Основным является «Смотрёшка» (b2b2c) – комплексное решение для операторов, состоящее из технической инфраструктуры и видео-контента (платное телевидение и онлайн-кинотеатры). На долю данного сегмента пришлось 51% от общей выручки компании за период 30.09.2022LTM (далее – отчетный период). Услуга предоставляется независимым операторам ШПД, не обладающим собственным качественным продуктом в части платного телевидения. Второе направление – White Label (b2b) – предполагает аренду платформы компании по модели PaaS, когда контент и брендирование, как правило, обеспечивается самим оператором. Клиентами по данной модели являются относительно крупные операторы ШПД, мобильные операторы и другие игроки медиарынка, заинтересованные в быстром запуске видеосервиса под собственным брендом. Доля сегмента White Label в отчетном периоде составила 35%. Третье направление – продажа конечных устройств (ТВ-приставок) собственного производства абонентам операторов первых двух бизнес-моделей.

Агентство оценивает бизнес-профиль компании как умеренный. Телекоммуникационная отрасль в целом является устойчивой и практически не подвержена внешнеэкономическим шокам, так как предоставляет абонентам базовую услугу. Большая часть российских абонентов на рынках ШПД и платного телевидения обслуживается пятью крупнейшими операторами, что характеризует эти рынки как умеренно концентрированные и свидетельствует о достаточно высоких барьерах для входа на эти рынки в федеральных масштабах. При этом выручка компании генерируется за счет предоставления услуг операторам ШПД, не входящим в топ-5 по России, что сдерживает итоговую оценку риск-профиля.

По модели «Смотрёшка» компания оперирует на рынке независимых операторов ШПД, который составляет около 30% всего рынка ШПД, что сопоставимо с абонентской базой крупнейшего оператора ШПД в России. Компания является лидером рынка сервиса интерактивного телевидения и онлайн-кинотеатров для независимых операторов ШПД и оказывает услуги своим партнерам на их абонентской базе, которая исчисляется несколькими миллионами абонентов. По итогам отчетного периода количество активных пользователей сервиса компании увеличилось приблизительно на 22%, по состоянию на ноябрь 2022 года проникновение услуги компании в базу данных абонентов составило около 10% при среднерыночном показателе на уровне 20%, что свидетельствует, с одной стороны, о высоком потенциале роста, с другой – о невысоких текущих рыночных позициях в отрасли по ключевому направлению деятельности. По модели White Label рост базы активных пользователей за отчетный период составил 30%. При этом совокупное количество абонентов на платформе в России и прочих странах СНГ, включая trial- и freemium-подписки за отчетный период увеличилось почти на 29%, что говорит о существенном потенциале наращивания базы активных пользователей за счет ожидаемого более глубокого проникновения предоставляемой услуги в базу имеющихся партнеров-операторов по модели White Label.

Агентство не видит высоких рисков в зависимости бизнеса Компании от контента и оценивает уровень непосредственной конкуренции компании с онлайн-кинотеатрами как низкий. Это объясняется выстроенными долгосрочными взаимоотношениями с правообладателями, а также тем, что в настоящее время онлайн-кинотеатры не заинтересованы в смене фокуса деятельности с рынка b2c на рынок b2b. Основной фактор риска, который наблюдает агентство – ежегодное увеличение объемов зарезервированной дебиторской задолженности вследствие несостоятельности некоторых контрагентов.  Тем не менее, агентство отмечает пониженный срок просроченной задолженности к последней отчетной дате сроком свыше 90 дней на фоне расширения диверсификации клиентской базы, а также смены договорных отношений с проблемными контрагентами с тем, чтобы в дальнейшем поступления шли напрямую от конечных пользователей без посредничества проблемных операторов.

Агентством позитивно оцениваются как перспективы расширения базы абонентов внутри действующих партнерских отношений с операторами, так и перспективы привлечения новых операторов. По мнению агентства, бизнес-модель компании является устойчивой, так как сервис глубоко интегрирован в ключевую деятельность операторов ШПД. При этом риск создания операторами собственного подобного сервиса оценивается как минимальный, так как требует значительных финансовых вложений и экспертизы при ограниченной масштабируемости услуги. Интеграция в биллинги операторов ШПД способствует удержанию абонентов, так как пакетирование обычно предусматривает предоставление интернет-соединения и платных видеосервисов как комплексной услуги, оплачиваемой с единого лицевого счета абонента. Также существенная часть абонентской базы пользуется сервисом на ТВ-приставках, выпущенных и обслуживаемых компанией. Тем не менее, по масштабам деятельности ЛайфСтрим существенно уступает своим косвенным конкурентам – крупнейшим операторам ШПД, обладающим собственной технической инфраструктурой и постоянно развивающим новые сервисы и услуги, что создает риск вытеснения с рынка малых и средних операторов ШПД. Учитывая вышеуказанные факторы, агентство оценивает конкурентные позиции компании как средние. В результате обострения геополитических рисков ряд иностранных поставщиков тв-контента ушли с российского рынка, что привело к сокращению контентного накопления компании. Этот фактор характерен для всех игроков отрасли, соответственно, уход зарубежных поставщиков контента с рынка РФ не привел к изменениям в оценке конкурентных позиций компании. Сокращение закупок тв-контента из недружественных стран может оказать позитивное влияние на рентабельность бизнеса, так как затраты на него оцениваются на более высоком уровне относительно альтернативных поставщиков.

Стратегия компании, направленная на рост проникновения в базу абонентов операторов-партнеров и привлечение новых операторов, а также активизация продаж собственных абонентских устройств позволила нарастить выручку по итогам отчетного периода на 14% до 1,3 млрд руб. По расчётам агентства, с учётом данных МСФО и РСБУ отчётностей, рентабельность по EBITDA осталась практически на неизменном уровне – порядка 16%, что оценивается на умеренном уровне по бенчмаркам агентства.

Уровень долговой нагрузки компании оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. В своих расчётах агентство ориентировалось на комбинацию данных РСБУ и МСФО отчётности. Увеличение долгового портфеля соответствовало росту финансовых результатов, вследствие чего отношение долга на 30.09.2022 (далее – отчетная дата) к EBITDA за отчетный период, по расчётам агентства, сохранилось на уровне 2,4х. Привлеченные средства были направлены на финансирование закупок и разработку софта для сегмента ТВ-приставок, приобретение нового оборудования. Компания осуществила значительные инвестиционные вложения в 2021-2022 гг., в будущих периодах наращивание капитальных затрат не планируются. В таких условиях агентство видит предпосылки для сохранения показателя чистый долг к EBITDA на уровне не выше 2,4х в перспективе 12 месяцев от отчетной даты за счёт продолжения органического роста финансовых результатов компании. За отчётный период отношение EBITDA к процентным расходам сократилось до 3,6х вследствие начисления процентных расходов по облигациям и дополнительному банковскому финансированию в течение полного отчётного периода, а также волатильности ключевой ставки ЦБ РФ в первой половине 2022 года.

Агентство оценивает прогнозную ликвидность компании на умеренно-высоком уровне. По расчетам агентства на горизонте 12 месяцев от отчетной даты поддерживающие капитальные затраты, расходы на уплату процентов и погашение долга компания сможет обслуживать за счет свободного денежного потока с учётом остатка денежных средств и кредитных линий от нового кредитора с высоким уровнем кредитоспособности. Пиковые выплаты по долговым обязательствам ожидаются в рамках погашения облигационного займа в 2024 году. В то же время агентство продолжает отмечать наличие выданных займов связанным сторонам, что сдерживает итоговую оценку ликвидности.

Блок корпоративных рисков оказывает умеренно-позитивное влияние на уровень рейтинга ввиду прозрачной структуры собственности, высокого уровня стратегического обеспечения и умеренно-высокой оценки качества риск-менеджмента. Оценка информационной транспарентности компании была улучшена ввиду подготовки МСФО отчётности за 2020-2021 гг. Общепринятые стандарты корпоративного управления на данный момент находятся в стадии активного формирования, что также сдерживает итоговую оценку блока корпоративных рисков.

По данным отчетности РСБУ выручка компании за 9 месяцев 2022 года составила 974 млн руб., чистая прибыль – 65 млн руб., активы компании на 30.09.2022 составили 881 млн руб., собственный капитал – 175 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «ЛайфСтрим» был впервые опубликован 23.12.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ЛайфСтрим», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ЛайфСтрим» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ЛайфСтрим» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Розница в процентах

Российская газета

Маркетплейсы начали отбирать клиентов у банков
21.11.2024

Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023