Рейтинговые действия, 16.12.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг АО «Центральная пригородная пассажирская компания» на уровня ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 16 декабря 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «Центральная пригородная пассажирская компания» на уровне ruBBB+ Прогноз по рейтингу – стабильный.

АО «Центральная ППК» (ЦППК) –крупнейший перевозчик среди пригородных пассажирских компаний РФ, осуществляющий более 90% всех пригородных перевозок на Московском железнодорожном узле, и более 60% — в России. В 2021 году электропоезда компании перевезли 520.7 млн пассажиров (в 2020 – 444.5 млн). ЦППК — перевозчик первых двух линий Московских центральных диаметров (МЦД): «Белорусско-Савеловский» и «Курско-Рижский». Подтверждение рейтинга обусловлено нормализацией финансовых показателей компании после кризисных явлений 2020-2021 годов, обусловленных ограничениями, связанными с коронавирусной инфекцией, и соответствием ожидавшихся результатов фактическим, а также сохранением регуляторной базы для компенсации компании экономически обоснованных затрат в рамках основой деятельности.

Агентство положительно оценивает сегмент бизнес-рисков компании, преимущественно долгосрочность контрактной базы и фактически монопольный статус компании как перевозчика. Основная деятельность компании осуществляется на основе заключаемых с регионами-заказчиками долгосрочных договоров на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении, которые определяют маршрутную сеть и расписание движения поездов. Тарифы на проезд для пассажиров при этом устанавливаются органами власти субъекта-заказчика исходя из баланса соответствующей себестоимости перевозок ЦППК и объема субсидирования пригородных перевозок со стороны субъекта. Регулирование тарифов, однако, позволяет компании пользоваться долгосрочным поправочным коэффициентом в размере 0.01 в отношении затрат на железнодорожную инфраструктуру, предоставляемую ОАО РЖД (ruAAA, стаб.). Также в отношении компаний отрасли была закреплена льготная ставка НДС в размере 0% до 2030 года. Отвечая на требования лизинговых компаний, предоставляющих подвижной состав, компания ведёт переговоры о заключении дополнительного соглашения для продления срока договора транспортного обслуживания с Москвой и Московской областью, который может увеличить срок с 15 до 30 лет.

Несмотря на фактическую концентрацию деятельности ЦППК на территории города Москвы и Московской области – на которые приходится более 90% выручки от перевозочной деятельности за 2021 год – агентством позитивно оценивается география деятельности компании, так как на г. Москву и Московскую область приходится основная часть платежеспособного спроса на пригородное сообщение в РФ. Эти же субъекты являются немногими из тех субъектов, кто в полной мере компенсирует деятельность компании согласно обязательствам по договорам транспортного обслуживания, при этом агентство отмечает определенное улучшение платежной дисциплины субъектов в последние годы. Тариф в Московском транспортном узле (МТУ), основной зоне присутствия, имеет историю индексации, однако график его пересмотра не закреплен. Агентство продолжает отмечать задержки в расширении пропускной способности инфраструктуры, что ранее приводило к изменениям расписания при запуске первых линий МЦД.

ЦППК является получателем субсидий, направленных на покрытие понесенных экономически обоснованных затрат, но агентство обращает внимание на неравномерность их выплат в течении года – выплаты сконцентрированы в четвертом квартале – что требует привлечения дополнительного оборотного банковского финансирования

Агентство сохраняет ранее действующий фактор поддержки со стороны государства на фоне сохранения доли в компании субъекта присутствия (14.5%) и важность компании для поддержания устойчивой транспортной связи внутри Московской агломерации, а также растущую долю получаемых субсидий в структуре выручки компании.

С 2019 года ЦППК начала осуществлять перевозку на 2 участках Московских центральных диаметров, обеспечив для этого получение в лизинг электропоездов ЭГ2Тв «Иволга» первого и второго поколения производства группы «Трансмашхолдинг» (ruAA, стаб.), в дополнение к ранее покупавшимся поездам серии ЭП2Д для замещения парка РЖД. Агентство предполагает, что компания продолжит расширять собственный парк ЭГ2Тв для обеспечения движения на новых диаметрах МЦД и ЭП2Д (и в перспективе ЭП4Д) для прочих маршрутов. Несмотря на то, что получение нового подвижного состава способствует росту долговой нагрузки и финансовых расходов, в частности, агентство ожидает, что ЦППК будет получать полную компенсацию обоснованных затрат в рамках действующего соглашения о транспортном обслуживании населения, между ЦППК, г. Москва и Московской областью через тариф или субсидии. На текущий момент, учитывая достаточно медленное восстановление пассажиропотока на исторических направлениях, компания предполагает, что основной рост трафика будет обеспечен именно проектами МЦД за счет перетока с автобусных маршрутов и личного автотранспорта. Запуск новых проектов, при этом, скажется на рентабельности компании, так как часть затрат на обновление пассажирских обустройств относится к некапитализируемым операционным расходам.

Деятельность компании характеризуется повышенными рисками, которые вызваны ростом расходов на лизинговые платежи на фоне нестабильной дисциплины компенсации расходов со стороны субъектов Российской Федерации. В последние годы ОАО РЖД прекращает закупать новый подвижной состав и постепенно списывает сдаваемые в аренду ЦППК устаревающие составы. Выбытие поездов РЖД замещается приобретением подвижного состава посредством заключения договоров финансового лизинга, платежи по которым превышают арендные платежи в пользу РЖД. Замещение подвижного состава РЖД более дорогостоящим лизингом, расходы по которому капитализируются агентством для расчётных целей, приводит к кратному росту долговой нагрузки, что выразилось в опережении долгового обременения над ростом показателя EBITDA с восстановленными затратами на лизинг (EBITDAR). Агентство не ожидает продолжительной убыточной деятельности Центральной ППК, поскольку тарифы и компенсации по методологии ФАС предусматривают ведение деятельности компании с нормативным уровнем рентабельности на уровне 1%. 

С 2022 года компания применяет ФСБУ 25/2018 "Учет аренды" и учитывает в пассивах капитализированный лизинг.  По состоянию на 30.06.2022, 114 млрд руб. обязательств учитывалось агентством в составе долговой нагрузки. Агентство, исходя из предпосылок компании, предполагает, что по итогам 2022 года совокупная долговая нагрузка в терминах соотношения долга к EBITDAR превысит 8. Метрики будут оставаться низкими на фоне заключения новых лизинговых контрактов, стоимостной объем которых опережает рост EBITDAR относительно объема капитализированного лизинга, и низкой рентабельности в терминах чистой прибыли. Уровень прогнозной ликвидности находится на умеренном уровне, учитывая сравнительно невысокий уровень необходимых капитальных затрат вне приобретения нового подвижного состава. Операционная рентабельность в терминах маржи по EBITDAR оценивается на высоком уровне и превышает, с учетом субсидий, 30%.

Агентство сдержанно оценивает блок корпоративных рисков, обращая внимание на отдельные недостатки в организации корпоративного управления, и недостаточное раскрытие информации: компания не готовит промежуточную отчетность по стандартам МСФО и ограниченное раскрытие операционной статистики.

По данным отчетности АО «Центральная ППК» по стандартам РСБУ активы компании на 30.06.2022 составляли 193.7 млрд руб., капитал – 10.1 млрд руб. Выручка по итогам 1 пг. 2021 года составила 24.3 млрд руб., чистый убыток – 4.3 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Центральная ППК» был впервые опубликован 24.08.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.12.2021. 

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Центральная ППК», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Центральная ППК» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Центральная ППК» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023