Рейтинговые действия, 12.12.2022

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о продолжении соответствия биржевых облигаций серии 001Р-01 АО «ИНК-Капитал» принципам переходных облигаций и критериям адаптационного финансового инструмента

Москва, 12 декабря 2022 г.

Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам переходных облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что выпуск биржевых облигаций серии 001Р-01 (далее - Облигации) продолжает соответствовать принципам переходных облигаций в рамках руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (The Climate Transition Finance Handbook) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее – принципы переходных облигаций), критериям адаптационного финансового инструмента в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1587 от 21.09.2021 (далее – ПП №1587 от 21.09.2021), а также подтверждает соответствие проекта, рефинансируемого за счет средств от размещения Облигаций, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии, предотвращения изменения климата или адаптации к изменению климата и финансирования перехода к низкоуглеродной экономике Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).

Облигации полностью соответствуют базовым критериям принципов переходных облигаций в рамках руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике, а именно:

  • использование средств;
  • процедура отбора проекта и транспарентность эмитента на предварительном этапе;
  • обособленность учета;
  • раскрытие информации;
  • стратегия перехода к низкоуглеродной экономике и управленческие практики эмитента;
  • существенность бизнес-модели для охраны окружающей среды;
  • научная обоснованность стратегии перехода к низкоуглеродной экономике.

Облигации соответствуют критериям ПП №1587 от 21.09.2021, а именно:

  • соответствие таксономии адаптационных проектов;
  • выполнение критериев адаптационного финансового инструмента.

Также выпуск Облигаций удовлетворяет требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – 706-П от 19.12.2019), а именно о соответствии проекта, финансируемого за счет средств от размещения Облигаций, целям и основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (таксономия адаптационных проектов) в части адаптационных проектов, утвержденных ПП № 1587, позволяющим дополнительно идентифицировать его с использованием слов «адаптационные облигации».

Для формирования независимого заключения АО «ИНК-Капитал» (далее – ИНК-Капитал, Эмитент, Компания) представило всю необходимую информацию, включая заключение компании Environ Consult CIS (далее - Экологический консультант). В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Компанией также были представлены документы, в которых регламентируется проводимая работа в рамках финансирования перехода к низкоуглеродной экономике.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, размещаемые по открытой подписке, серии 001Р-01
Регистрационный номер выпуска 4B02-01-43073-N-001P
Объем эмиссии 5 млрд руб.
Дата начала размещения 17.12.2021
Дата погашения 11.12.2026

Обоснование мнения

Использование средств. АО «ИНК-Капитал» – холдинговая компания Группы компаний ИНК - одного из крупнейших независимых производителей нефти и газа в России. АО «ИНК-Капитал» владеет 99,9% в уставном капитале ООО «ИНК», являющейся основным операционным активом Группы компаний ИНК.

Осознавая потенциальные экологические последствия реализации своих нефтегазовых проектов, Группа компаний ИНК разрабатывает и внедряет наиболее эффективные, инновационные технические и экономически целесообразные решения, позволяющие добиться минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Одним из таких решений является реализуемый с 2010 года ООО «ИНК» проект на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении (далее – ЯНГКМ). Добыча нефти на указанном месторождении сопровождается извлечением попутного нефтяного газа (далее – ПНГ), который, как правило, сжигается на факельных установках в полном объеме. В 2009 году Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) выдал ООО «ИНК» целевой кредит, благодаря которому на месторождении началась реализация сайклинг-процесса - технологического решения по утилизации ПНГ путем закачки газа в пласт вместо факельного сжигания (далее – Проект, адаптационный Проект).

В результате реализации Проекта существенно снизился объем сжигаемого ПНГ на факельных установках, а также увеличился коэффициент извлечения нефти в связи с повышением пластового давления в продуктивных пластах.

Проект соответствует положениям, реализован в рамках политики Группы компаний ИНК в области устойчивого развития и ESG и направлен на достижение Целей устойчивого развития, в том числе:

- Цель № 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям»;

- Цель № 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» в части полезного использования ПНГ»;

- Цель № 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» в части существенного снижения/предотвращения выбросов парниковых газов».

Для оценки экологического эффекта от реализации Проекта Компания привлекла Экологического консультанта, которым была проведена сравнительная оценка по двум сценариям:

  1. Реализация адаптационного Проекта,
  2. Нулевая альтернатива: ПНГ не используется для закачки в пласт и выделения ценных компонентов, а сжигается на факеле. Сухой отбензиненный газ (далее – СОГ) из природного газа направляется на использование для генерации электроэнергии у конечного потребителя (на объемы ПНГ и СОГ, утилизируемые в Проекте).

В связи с логистическими сложностями в поставках строительных материалов и оборудования, возникшими в 2022 году на фоне геополитической ситуации, график строительства был смещен на полгода. За счет того, что на текущий момент установка комплексной подготовки газа-2 (далее – УКПГ-2) находится в процессе пусконаладочных работ и комплексного опробования, а дожимная компрессорная станция-3 (далее – ДКС-3) находится в режиме опытного применения и не достигла максимальной мощности, расчёт экологического эффекта был скорректирован, но остается на высоком уровне.

За период с ноября 2021 по октябрь 2022 года в результате реализации Проекта по сравнению со сценарием нулевой альтернативы выбросы парниковых газов сократились на 1,275 млн т СО2-экв, снижение составило 85,65%, общий валовый выброс загрязняющих веществ (азота (IV) оксид, азота (II) оксид, углерод (сажа), углерода оксид и метан) сократился на 12,34 тыс. т или на 94,9%. После выхода на проектную мощность УКПГ-2 и ДКС-3 (запланирован в 2023 году) ожидается улучшение достигнутых показателей.

Таким образом, целью реализации Проекта является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха и выбросов парниковых газов, что соответствует принципам переходных облигаций.

Также Компания представила детализированную разработанную Стратегию декарбонизации, которая будет утверждена и опубликована в декабре 2022 года. В Стратегии декарбонизации содержится количественная оценка выбросов парниковых газов, раскрывается система управления климатическими рисками Компании, целевые показатели в области декарбонизации на среднесрочный период (2022–2030) и долгосрочный период (2030–2050) и т. д. При этом Агентство отмечает отсутствие долгосрочной глобальной цели в Стратегии декарбонизации. С целью обеспечения своевременной и достоверной количественной оценки выбросов парниковых газов, а также их сокращения, Эмитент разработал Регламент по мониторингу выбросов парниковых газов и углеродного следа основных видов продукции ООО «ИНК» и обществ.

После использования средств от кредита от Европейского банка реконструкции и развития ООО «ИНК» продолжало реализовывать Проект за счет собственных средств. Все средства от выпуска Облигаций в полном объёме направлены на рефинансирование затрат, ранее понесенных в отношении Проекта, реализованного ООО «ИНК» за счет собственных средств, что подтверждается платежным поручением № 351 от 17.12.2021 о переводе ИНК-Капитал денежных средств, привлеченных в рамках размещения Облигаций, в счет договора займа ООО «ИНК».

Под рефинансирование попала часть собственных расходов на указанный Проект, совершенных в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года (расходы приведены в таблице, млн. руб.), а именно 52% от общей суммы расходов на Проект за указанный период.

Расходы в 2019 году, млн руб. Расходы в 2020 году, млн руб. Расходы в 2021 году, млн руб.
Газопроводы для закачки ПНГ в нефтяной пласт - 33,90 394,70
Газопроводы и компрессорные станции для сайклинг-процесса 20,61 292,18 587,92
Дожимная компрессорная станция-1 25,83 18,26 6,58
Дожимная компрессорная станция-3 21,27 1 312,87 841,78
Объекты подготовки газа ЯНГКМ (УПППНГ-3,6) 6,36 108,67 22,53
Объекты сбора и транспорта ПНГ на УПН 2,45 41,39 4,46
Объекты подготовки газа ЯНГКМ (УКПГ-2) и закачка в пласт 1 027,38 2 862,87 2 008,52
Итого 1 103,89 4 670,14 3 866,51
Итого по проекту 9 640,54

Эмитент будет продолжать нести ответственность за достижение положительного экологического эффекта в результате реализации Проекта и соблюдение российского законодательства в части регулирования подготовки, выпуска и размещения адаптационных облигаций.

Условия эмиссии Облигаций предполагают наличие права владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, что позволяет идентифицировать Облигации, как «адаптационные облигации». Вследствие этого агентство «Эксперт РА» подтверждает соответствие указанного Проекта, необходимое для идентификации Облигаций, как «адаптационных облигаций», согласно Положению Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».

Агентство также подтверждает, что заявленный Проект соответствует российской таксономии адаптационных проектов, выполнены критерии адаптационного финансового инструмента, что позволяет признать Облигации в качестве адаптационного финансового инструмента в соответствии с ПП №1587 от 21.09.2021.

Процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе. В Компании для предварительного рассмотрения и согласования проектов создана и функционирует специальная рабочая группа по оценке проектов в области устойчивого развития, деятельность которой регламентирована положением. Оцениваются как уже реализованные, так и текущие и (или) будущие проекты. В состав рабочей группы входит Председатель Совета директоров Компании, Генеральный директор Компании и его заместители по направлениям деятельности. Оценка проектов осуществляется на основании следующих критериев: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области устойчивого развития, международным принципам в этой области, в том числе принципам международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA), а также наличие положительного экологического эффекта. В результате проведенного анализа на заседании 05.10.2021, Рабочая группа рекомендовала заявить Проект для привлечения заемного рефинансирования посредством выпуска облигаций АО «ИНК-Капитал».

Помимо этого, в декабре 2021 года в Компании создан Комитет по устойчивому развитию и ESG при Совете директоров Компании, в функции которого входит рассмотрение результатов анализа и оценки проектов в области устойчивого развития, выполненного специальной рабочей группой, а также предоставление рекомендаций Совету директоров Компании.

Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента на предварительном этапе отвечает принципам переходных облигаций в рамках руководства по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике и ПП №1587 от 21.09.2021.

Обособленность учета. Эмитент заявил, что будет направлять эквивалент полученных от размещения Облигаций средств на рефинансирование части затрат, понесенных в рамках Проекта ООО «ИНК», в период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года (представлен перечень инвестиционных объектов). Принимая во внимание характер целевого использования средств, подразумевающих исключительно рефинансирование ранее понесенных затрат, у Эмитента не возникает необходимости и обязанности в обособлении счетов и введении дополнительного внутреннего аналитического учета.

Согласно Политике Эмитента в области устойчивого развития и ESG контроль за целевым использованием денежных средств, привлекаемых посредством выпуска облигаций, осуществляется Комитетом по устойчивому развитию и ESG при Совете директоров Компании.

Таким образом, система учета, действующая у Эмитента, отвечает принципам переходных облигаций и ПП №1587 от 21.09.2021.

Раскрытие информации. Эмитент взял на себя обязательство по составлению отчета об использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, за каждый отчетный год, начиная с отчетного года, в котором началось размещение Облигаций, и заканчивая отчетным годом, в котором денежные средства, полученные от размещения Облигаций, были в полном объеме направлены на рефинансирование Проекта. В 2022 году Компания опубликовала отчёт о надлежащем (целевом) использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, за 2021 год (далее – Отчёт) на корпоративном сайте https://irkutskoil.ru/upload/iblock/f79/j1udem7e2ggy4im6fzj3kcxc5in7y6f6.pdf и на сайте ПАО «Московская биржа». Отчёт включает в себя информацию о Проекте, сведения о расходовании (распределении) денежных средств, привлеченных в рамках эмиссии Облигаций, а также сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проекта.

Эмитент также будет продолжать раскрывать информацию в части достигаемого экологического эффекта от реализации Проекта.

Раскрытие информации о Проекте будет продолжать осуществляться в порядке, сроки и объеме, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, правилами листинга соответствующей биржи и (или) решением о выпуске.

Таким образом, раскрытие информации отвечает принципам переходных облигаций и ПП №1587 от 21.09.2021.

Отчет доступен по ссылке.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам переходных облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 24.06.2022).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «ИНК-Капитал», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании Руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими Руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании Руководству по финансированию перехода к низкоуглеродной экономике (second party opinion).

Публикации по тематике


Исследование: большинство российских регионов не вовлечено в ESG-повестку

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" выпустило обзор "ESG-трансформация регионов: пауза затянулась?". ESG-рейтинги регионов пока не пользуются популярностью, также как и финансовые инструменты устойчивого развития, отмечают исследователи агентства. Аналитики объясняют это низкой осведомленностью респондентов о региональной ESG-тематике.
19.12.2024

Ставка на персонал

Ведомости

Современный тренд устойчивого развития компаний – забота о сотрудниках
18.11.2024

"Эксперт РА": банки РФ в I полугодии выдали ESG-кредитов на 5,5 трлн рублей

ТАСС

Наибольшая доля приходится на кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности устойчивого развития, и зеленые кредиты, говорится в обзоре рейтингового агентства
15.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

"Эксперт РА": объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило ESG-кредитование в первом полугодии 2024 г. в России. В исследовании приняли участие почти 70 кредитных организаций. По оценке агентства, с 1 июля 2023 г. по 1 июля 2024 г. объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое и достиг 5,5 трлн руб. При этом 48% составили системно значимые кредитные организации (СЗКО). Это меньше, чем годом ранее: тогда крупные банки обеспечили 70% портфеля ESG-кредитов. Аналитики отмечают, что в этом году развивается ESG-кредитование у средних и небольших по масштабу банков.
11.11.2024