Рейтинговые действия, 09.12.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ОАО «Российские железные дороги» на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 9 декабря 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ОАО «Российские железные дороги» на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу стабильный.

ОАО «Российские железные дороги» (далее – компания, ОАО «РЖД» или РЖД) является компанией-субъектом естественной монополии, владеющей и управляющей железными дорогами общего пользования, находящимися на территории Российской Федерации, общей протяженностью более 85 тыс. км. Компания является фактическим монополистом по предоставлению услуг локомотивной тяги, владея порядка 99% эксплуатируемого парка локомотивов на сети, а также имеет значимое присутствие в транспортно-логистическом бизнесе. Дочерние компании РЖД являются крупнейшими игроками на рынке оперирования грузовым подвижным составом и логистических услуг, пассажирских перевозок дальнего и пригородного следования.

По совокупности критериев методологии оценки внешнего влияния кредитный рейтинг компании присваивается на уровне рейтинга (условного рейтингового класса) поддерживающей структуры (единственного акционера – Правительства Российской Федерации) без применения корректировок.

В оценке возможностей поддержки агентство принимает во внимание высокое влияние государства на операционную деятельность компании. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте контролируются государством в соответствии с антимонопольным законодательством и являются основным источником финансирования операционной деятельности. По мнению агентства, органы власти готовы оперативно предоставить поддержку компании в случае необходимости.

В части оценки ограничений поддержки агентство принимает во внимание, что в рамках регулирования деятельности ОАО «РЖД» действуют определенные законодательные нормы и процедуры на федеральном уровне при принятии решений в отношении компании.

Контроль со стороны государства осуществляется в том числе через Совет Директоров, членами которого являются в том числе представители Правительства Российской Федерации.

В оценке системной и социальной значимости компании агентство принимает во внимание, что компания обладает высокой системной значимостью для российской экономики и высокой степенью влияния государства на деятельность компании. Оценка системной значимости обусловлена статусом РЖД как системообразующей организации, критической важности компании для обеспечения транспортной связанности регионов страны и обеспечения функционирования производственных цепочек. Компания является одним из крупнейших налогоплательщиков и вместе с дочерними компаниями является крупнейшим работодателем в стране со штатом порядка 1 млн человек. Совокупность факторов обусловила максимальную оценку по фактору системной и социальной значимости по методологии. 

В оценке фактора методологии «поддержка бюджета» агентство отмечает, что компания регулярно получает субсидии от федеральных, региональных и муниципальных органов власти для компенсации эффектов тарифного регулирования в области пассажирских перевозок и на перевозку некоторых видов грузов. Активно финансируются проекты развития железнодорожной инфраструктуры, что также отражено в ФЗ "О федеральном бюджете". ОАО «РЖД» получает вклады единственного акционера компании в ее уставный капитал, которые являются бюджетными инвестициями, порядок предоставления и использования которых регулируются положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В рамках оценки собственной кредитоспособности компании агентство по-прежнему оценивает бизнес-профиль компании как устойчивый. Монопольное владение инфраструктурой, на которую по итогам 6 месяцев 2022 года пришлось около 88% грузооборота России без учёта трубопроводного транспорта, и доминирование на рынке локомотивной тяги во многом говорят о сильных конкурентных позициях. Фундаментальная потребность субъектов экономики в услугах РЖД при любых экономических условиях, а также сильное влияние государства делают компанию устойчивой к внешним шокам, позволяя агентству позитивно оценивать фактор риск-профиля отрасли. Грузовые перевозки и предоставление доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые являются основным источником выручки компании, в отдельных сегментах грузов подвержены определенной конкуренции со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта. Оценка рыночных и конкурентных позиций сдерживается умеренным износом основных средств компании и ограниченными возможностями текущей тарифной системы финансировать растущие капитальные затраты компании за счёт средств от операционной деятельности.

Изменение логистических цепочек поставок вследствие обострения геополитической обстановки и роста макроэкономических рисков привели к сокращению перевозок грузов в 2022 году в западном и северо-западном направлении и к сокращению объемов погрузки на сети на 3.6% за 11 месяцев 2022 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Тем не менее, дальность перевозок грузов увеличилась, что несколько сгладило последствия от падения погрузки – за 11 месяцев 2022 года грузооборот на сети РЖД снизился лишь на 0.2% относительно сопоставимого периода предыдущего года. Иную динамику показал пассажирооборот на сети РЖД в январе-ноябре 2022 года. За 11 месяцев 2022 года пассажирооборот вырос на 17.9% к уровню 2021 года, что в том числе было обусловлено закрытием авиасообщения по некоторым направлениям с конца февраля 2022 года. В апреле 2022 года Gefco Industrial Services полностью выкупила долю ОАО «РЖД» в капитале Gefco S.A., чья выручка в 2021 году составляла 14% от консолидированной выручки. Тем не менее, деконсолидация данного актива оказала положительное влияние на доходность бизнеса ОАО «РЖД» в 1 полугодии 2022 года ввиду более низкой рентабельности сегмента логистических услуг Группы Gefco. Также поддержку финансовым результатам в условиях геополитической и макроэкономической нестабильности оказали дополнительные меры компании по оптимизации затрат. Совокупность факторов способствовала росту рентабельности по EBITDA LTM c 20% (по данным за период 30.06.2020 – 30.06.2021) до 22% за период 30.06.2021 - 30.06.2022 (далее – отчетный период). Агентство ожидает, что продолжение роста тарифов в 2023 году и реализации мер по оптимизации затрат будут способствовать сохранению рентабельности на прежнем уровне.

Долговая нагрузка компании по состоянию на 30.06.2022 (далее – отчетная дата) оценивалась на умеренно-низком уровне. По расчетам агентства, показатель Чистый долг/EBITDA LTM снизился с 3.8х на 30.06.2021 до 2.9х на отчетную дату (с 3.4х до 2.5х без учета обязательств по вознаграждениям работникам по планам с установленными выплатами), что явилось следствием сильных финансовых результатов и высокого объема накопленных денежных средств в отчетном периоде. Коэффициент покрытия процентных расходов показателем EBITDA LTM за отчётный период остался на прежнем уровне и составил, по расчетам агентства, 4.9х. В 2022 году Правительством Российской Федерации было принято решение о предоставлении дополнительной финансовой поддержки компании посредством взносов в уставный капитал, что позволит сдержать уровень долговой нагрузки при одновременном росте объема реализованной инвестиционной программы по результатам 2022 года. 

При оценке прогнозной ликвидности компании в краткосрочной перспективе агентство исходило из сценария роста долгового портфеля компании с целью финансирования обширной инвестиционной программы. Однако следует отметить, что инвестиционная программа компании имеет определенный запас гибкости и зависит, в том числе, от объема финансирования со стороны государства и предельного показателя долговой нагрузки на основании соотношения Чистый долг/EBITDA. Принимая во внимание существенный размер невыбранных кредитных линий, а также сохранение позитивной динамики по рентабельности бизнеса при достаточно комфортном графике погашения долга, агентство умеренно-позитивно оценивает прогнозную ликвидность компании на горизонте 12 месяцев от отчетной даты.

В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления и риск-менеджмента, включая высокий уровень страхового покрытия, а также высокий уровень информационной прозрачности.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ОАО «Российские железные дороги» был впервые опубликован 13.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 10.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ОАО «Российские железные дороги», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ОАО «Российские железные дороги» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ОАО «Российские железные дороги» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023