Рейтинговые действия, 19.08.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Чувашской Республики на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 19 августа 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.

Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители машиностроения, электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.

Регион имеет умеренно низкие размерные характеристики: объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 363,1 млрд рублей, что на 1,8% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах.  Положительная динамика ВРП по итогам отчетного года была поддержана ростом промышленного производства в отдельных базовых отраслях экономики региона, а также увеличением выполненных работ в сфере строительства (11,8%) и наращиванием оборота розничной торговли (+8,0%). По итогам 2022 года регионом ожидается ВРП в размере 380,9 млрд рублей. Индекс промышленного производства за январь-июнь 2022 года относительно аналогичного периода 2021 года составил 99,0%, что обусловлено в основном сложившейся ситуацией в условиях экономических санкций.

Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает незначительный объем ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 301,8 тыс. рублей.  Давление на рейтинговую оценку оказали умеренно отрицательная динамика численности населения и умеренно высокая демографическая нагрузка. Численность населения региона, в основном из-за естественной убыли населения, сократилась за последние три года на 25,0 тыс. человек и составила 1 198,4 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Коэффициент естественной убыли населения региона в 2021 году составил -7,8 на 1 000 человек населения. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату сложился в размере 0,768. На фоне послекризисного восстановления экономики региона в 2021 году наблюдалось снижение безработицы на 1,3 п. п. до уровня 4,8%. За апрель-июнь 2022 года уровень безработицы составил 3,8%, и регионом ожидается, что до конца текущего года ситуация с безработицей останется стабильной в результате реализации мер по поддержке занятости.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2021 года, по данным региона, составил 50,3 млрд рублей, что на 8,2% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Росту объема инвестиций способствовала реализация в регионе ряда новых инвестиционных проектов и модернизация существующих производств. Несмотря на рост, отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на низком уровне и составило 14,0%. По расчетам агентства, в I квартале текущего года отмечался рост инвестиций (за исключением бюджетных средств) на 21,5% относительно соответствующего периода 2021 года в действующих ценах, однако по итогам 2022 года регионом ожидается их снижение относительно уровня 2021 года в результате негативных эффектов от введенных санкционных ограничений. На территории региона действуют зоны опережающего развития: индустриальные парки, территория опережающего социально-экономического развития «Канаш», которые способствуют привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Агентство отмечает высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона по итогам 2021 года составила 46,9%, что на 2,4 п. п. выше уровня 2020 года. За отчетный год доходы регионального бюджета выросли на 10,2% по сравнению с предыдущим годом, в том числе ННД на 16,0%, трансферты на 6,1%. Положительная динамика наблюдалась по всем бюджетообразующим налогам, при этом структура налоговых доходов осталась прежней относительно 2020 года, лидирующая позиция сохранилась за НДФЛ, при этом его доля снизилась с 34,7% до 34,0%, а доли налога на прибыль организаций и акцизов, занимающих второе и третье место по значимости, выросли и составили 29,4% и 15,5% соответственно. Рост объема межбюджетных трансфертов в отчетном году был связан с увеличением субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Доля дотаций в структуре межбюджетных трансфертов по итогам 2021 года сложилась на уровне 39,2%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Диверсификация налоговых доходов региона находилась на высоком уровне: по итогам отчетного года доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составила 3,5%. По итогам первого полугодия 2022 года ННД регионального бюджета приросли на 16,9% относительно аналогичного периода 2021 года. В структуре налоговых доходов наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам, при этом наибольший рост сложился по акцизам (+27,7%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+37,3%). Рост акцизных поступлений был поддержан увеличением доходов от уплаты акцизов на дизельное топливо (подлежащих распределению между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты) более чем в 1,5 раза. Прирост поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения обусловлен увеличением исчисленной и перечисленной суммы налога по отдельным налогоплательщикам, в том числе в связи с переходом с иных режимов налогообложения. Также наблюдалась положительная динамика по межбюджетным трансфертам в целом при сокращении субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В текущем году регионом ожидается сокращение объема доходов республиканского бюджета относительно уровня 2021 года на 3,7%, что обусловлено снижением объема межбюджетных трансфертов на 8,1% при росте ННД на 1,3%.

Расходы региона в 2021 году выросли на 10,1% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность: на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 53,3 млрд рублей или 69,7% совокупных расходов. Гибкость расходной части бюджета региона оценивалась позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 8,3%. За первое полугодие 2022 года расходы бюджета выросли на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 33,0 млрд рублей. Наибольший рост наблюдался по расходам на ЖКХ (в 5 раз), физическую культуру и спорт (в 2 раза), охрану окружающей среды (в 1,7 раза), культуру (в 1,6 раза) и общегосударственные вопросы (в 1,6 раза), а расходы на национальную оборону, здравоохранение, социальную политику и национальную экономику, напротив, снизились относительно первого полугодия 2021 года сильнее всего. Высокие темпы роста расходов на ЖКХ связаны с увеличением расходов на строительство (реконструкцию) объектов ЖКХ, а на физическую культуру и спорт – с увеличением инвестиционных расходов и расходов, связанных с субсидированием физкультурно-оздоровительных центров. По итогам 2022 года регионом ожидается рост расходов республиканского бюджета на 3,2%.

На протяжении последних шести лет бюджет региона исполнялся с профицитом, что оказывало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2021 года профицит бюджета составил 0,9 млрд рублей или 2,4% ННД. По итогам 2022 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом 4,4 млрд рублей или 12,1% ННД. Источниками внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета будут служить привлеченные инфраструктурные бюджетные кредиты из федерального бюджета, банковские кредиты и остатки средств на счетах.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивалась положительно: совокупный объём долгового портфеля составил 8,0 млрд рублей, что на 10,4% ниже, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка снизилась на 6,5 п. п. и составила 21,9%. Снижение долговой нагрузки связано с погашением части долга по бюджетным, коммерческим кредитам и сокращением объема гарантийных обязательств на фоне отмеченного роста ННД. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 99,7%, а остальной долг был представлен гарантийными обязательствами с долей 0,3%. В 2022 году ожидается рост государственного долга до 11,4 млрд рублей в связи с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, коммерческих кредитов на покрытие прогнозируемого дефицита бюджета и привлечением бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований для последующего предоставления муниципальным образованиям. Долговая нагрузка региона по итогам 2022 года вырастит до 31,0%, однако она по-прежнему останется на комфортном уровне. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 0,03% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Низкий уровень расходов на обслуживание долга региона обусловлен преобладанием бюджетных кредитов в долговом портфеле. Достаточная ликвидность бюджета поддерживается доступом к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 77,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 76,5 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.02.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023