Рейтинговые действия, 03.08.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Татарстан на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 3 августа 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Татарстан (далее – субъект, регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и входит в число лидеров среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 3,4 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,8% выше уровня 2020 года.  Положительная динамика ВРП по итогам отчетного года была поддержана ростом промышленного производства (+8,5%), строительства (+7,8%) и розничной торговли (+7,8%). По итогам текущего года регионом ожидается ВРП в размере 3,7 трлн рублей. За первые пять месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 108,4%. Увеличение промышленного производства сложилось по всем его отраслям, в том числе в обрабатывающих производствах (+9,6%), добыче полезных ископаемых (+7,3%), обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+1,5%), водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+5,1%).

Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 862,4 тыс. рублей. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказали отрицательная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. Численность населения региона, в основном из-за естественной убыли населения, сократилась за последние три года на 12,2 тыс. человек и составила 3 886,4 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Коэффициент естественной убыли населения региона в 2021 году составил -4,9 на 1 000 человек населения. Коэффициент демографической нагрузки составил 0,801 на 01.01.2021. На фоне послекризисного восстановления экономики региона в 2021 году наблюдалось снижение безработицы на 1,0 п. п. до уровня 2,6%, однако по итогам 2022 года в связи с текущими рисками ухудшения ситуации на рынке труда регионом ожидается рост безработицы до 3,4%.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2021 года, по данным региона, составил 604,9 млрд рублей, что на 3,8% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Росту объема инвестиций способствовала реализация в регионе ряда приоритетных проектов, включая строительство нового олефинового комплекса ЭП-600 и производных (ПАО «Нижнекамскнефтехим»), установок ЭЛОУ-АВТ-6 и каталитического крекинга (ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, АО «ТАНЕКО»), установки замедленного коксования в г. Нижнекамске. В пяти городах республики действуют территории опережающего социально-экономического развития, кроме того, функционируют две особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. В силу высокого значения объема ВРП отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило лишь 19,9%, что оказало умеренно негативное влияние на рейтинговую оценку.  По расчетам агентства, в I квартале текущего года отмечается рост инвестиций (за исключением бюджетных средств) на 9,6% относительно соответствующего периода 2021 года. По предварительному прогнозу региона, по итогам 2022 года ожидается снижение внебюджетных инвестиций в основной капитал к уровню 2021 года.

По итогам 2021 года бюджетная автономия региона продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 78,9%, что на 8,4 п. п. выше уровня 2020 года в связи с ростом ННД на 35,5% при снижении межбюджетных трансфертов на 10,8% к предыдущему году. В структуре налоговых доходов наблюдался рост по налогу на прибыль организаций (+84,9 %), НДФЛ (+19,1%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+47,6%) и налогу на имущество организаций (+13,7%), при этом поступления по акцизам сократились на 5,3%. По итогам сложившейся динамики структура налоговых доходов осталась прежней, лидирующая позиция сохранилась за налогом на прибыль организаций, при этом его доля выросла с 32,3% до 44,0%, а доли НДФЛ и акцизов, занимающих второе и третье место по значимости, снизились и составили 25,4% и 13,0% соответственно.  Сокращение объема межбюджетных трансфертов в отчетном году было связано со снижением дотаций и субвенций. Диверсификация налоговых доходов региона находилась на умеренно низком уровне: по итогам отчетного года доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составила 15,5%. По итогам первого полугодия 2022 года поступления по ННД выросли более чем в 1,4 раза относительно аналогичного периода 2021 года. В структуре налоговых доходов наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам, наибольший рост сложился по налогу на прибыль (в 1,8 раза). Также наблюдалась положительная динамика по межбюджетным трансфертам в целом при сокращении субвенций (-11,7%) и иных межбюджетных трансфертов (-13,2%). Согласно закону о бюджете региона на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в текущем году ожидается сохранение объема доходов республиканского бюджета практически на уровне 2021 года, что обусловлено снижением объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 7,1% относительно уровня 2021 года при росте ННД на 2,0%.

Расходы региона в 2021 году выросли на 8,4% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность: на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры и кинематографии, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 177,9 млрд рублей или 51,7% совокупных расходов. Вместе с тем наблюдалось снижение расходов по ряду направлений, в том числе в денежном выражении в наибольшей степени расходы снизились на ЖКХ (-6,5 млрд рублей), образование (-6,4 млрд рублей) и физическую культуру и спорт (-2,7 млрд рублей). Гибкость расходной части бюджета региона оценивается позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 21,6%. За первое полугодие 2022 года расходы бюджета выросли на 19,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 165,8 млрд рублей. Наибольший рост наблюдался по расходам на общегосударственные вопросы (в 2,7 раза), культуру и кинематографию (в 1,4 раза), а расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, напротив, снизились относительно первого полугодия 2021 года на 8,2%. В соответствии с законом о бюджете региона на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в текущем году ожидается рост расходов на 14,2%.

По итогам 2021 года региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 11,6 млрд рублей или 4,1% ННД. Согласно закону о бюджете региона на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 37,1 млрд рублей или 13,0% ННД. Источниками покрытия дефицита будут служить в основном остатки средств на счетах республиканского бюджета, а также инфраструктурные бюджетные кредиты.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивалась положительно: совокупный объём долгового портфеля составил 96,6 млрд рублей, что на 1,6% ниже, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка снизилась на 13,0 п. п. и составила 34,5%. Снижение долговой нагрузки связано с погашением части долга по бюджетным кредитам и сокращением объема гарантийных обязательств на фоне отмеченного роста ННД. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 89,0%, а остальной долг был представлен гарантийными обязательствами с долей 11,0%. В 2022 году ожидается рост государственного долга до 102,6 млрд рублей в связи с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов на 10,4 млрд рублей при сокращении объема гарантийных обязательств на 4 млрд рублей. Несмотря на ожидаемый рост объема долга, долговая нагрузка региона останется на комфортном уровне. Также регионом планируется заключение соглашения с Минфином России по проведению реструктуризации платежей по бюджетным кредитам, по условиям которой в 2022 году задолженность по данным кредитам не будет подлежать погашению. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 0,03% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Низкий уровень расходов на обслуживание долга региона обусловлен преобладанием бюджетных кредитов в долговом портфеле. Достаточная ликвидность бюджета поддерживается остатками средств на счетах, а также доступом к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 355,2 млрд рублей, объем расходов – 343,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.02.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023