Рейтинговые действия, 01.09.2021

«Эксперт РА» присвоил рейтинг АО «ГТЛК» на уровне ESG-III
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 1 сентября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг ESG Государственной транспортной лизинговой компании на уровне ESG-III, что означает высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений. АО «ГТЛК» находится на пути трансформации своей деятельности в соответствии с ESG-принципами, при этом реализация намеченного компанией плана мероприятий в области устойчивого развития может привести к изменениям оценок отдельных блоков и позитивно отразиться на рейтинге в среднесрочной перспективе.

АО «ГТЛК» (далее – компания, ГТЛК) - крупнейшая в России лизинговая компания, лидер в сегментах лизинга авиационного, ж/д и водного транспорта. Компания на 100% принадлежит Российской Федерации, полномочия по осуществлению прав акционера компании реализует Министерство транспорта Российской Федерации.

Блок E (Environmental, Окружающая среда) оказывает умеренно негативное влияние на уровень ESG- рейтинга компании.

При оценке блока в целях отражения релевантных рисков, присущих лизинговому бизнесу, агентство отклонилось от методологии и проводило анализ политики ответственного инвестирования, ESG-оценки поставщиков и лизингополучателей, структуры лизингового портфеля и реализации проекта «зеленый офис». В компании утверждены правила инвестирования бюджетных средств для приобретения имущества с целью последующей передачи в лизинг, но отсутствует политика ответственного инвестирования. Компания планирует утвердить такую политику, а также внедрить принципы ответственного инвестирования PRI UNEP FI в процесс принятия решений по лизинговым сделкам и инвестиционным проектам.

Компания активно реализует лизинговые и инфраструктурные проекты с учетом принципов предотвращения негативного воздействия на окружающую среду. В рамках Долгосрочной программы развития на период до 2025 года (далее – ДПР) планируется реализация мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в городах и снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду за счет финансирования лизинга энергоэффективного авто- и электротранспорта и водного транспорта на СПГ. Компания планирует внедрение раздела по ESG-стратегии в рамках общей стратегии развития на среднесрочном горизонте.

ГТЛК не ведет в полной мере ESG-оценку своих контрагентов, в частности поставщиков и лизингополучателей в силу того, что выбор поставщиков и их оценка осуществляется на основе закупочных процедур в рамках соответствующих федеральных законов. Однако внутренние положения компании о закупках предусматривают критерии оценки поставщиков, в том числе по экологическим характеристикам, степени внедрения системы менеджмента и т. д. Компания также поставила в планы утвердить отдельный документ, регулирующий процедуру ESG-оценки контрагентов.

С 2013 года компания начала осуществлять инвестиции в «зеленые» и «переходные» проекты, способствующие борьбе с изменением климата. В целях повышения доступности финансирования экологичного энергоэффективного транспорта в ГТЛК разработана программа льготного лизинга для перевозчиков, формирующих «зеленые» парки транспорта.

В ГТЛК существует программа лизинга транспорта, работающего на газомоторном топливе и электротяге. В рамках нее объем закупок составил 4 тыс. ед. техники, в том числе 3,4 тыс. ед. техники на газомоторном топливе. Их эксплуатация в сравнении техникой на классическом топливе снижает объем выбросов CO2 в атмосферу на 24,6 тыс. тонн. Компания также реализует проекты лизинга водного транспорта на сжиженном природном газе, в рамках которых заключены договоры на производство 10 экологичных судов. На 01.07.2021 года объем портфеля зеленых проектов составил 155 млрд руб., что занимает 12% лизингового портфеля компании. При этом, до 2025 года ГТЛК планирует увеличение объема инвестиций в сегмент городского «зеленого» транспорта на сумму не менее 70 млрд руб.

В лизинговом портфеле ГТЛК также присутствуют проекты социального назначения, их доля на 01.07.2021 составила 2,8%. К проектам высокой социальной значимости относится программа лизинга вертолетов с медицинскими модулями, по которой поставлена 71 ед. санитарной авиации, и программа обновления городского пассажирского транспорта с поставкой 1,86 тыс. техники, оборудованной для маломобильных граждан. Продолжение реализации таких проектов также предусмотрено планами ДПР.

В рамках реализации проекта «зеленый офис» ГТЛК реализует комплекс мероприятий, направленных на утилизацию устаревшей офисной техники с привлечением специализированной организации. В компании введена система электронного документооборота в целях сбережения потребляемых ресурсов, также реализован проект по замене бутилированной воды в пластиковой таре на систему фильтрации воды из проточных кулеров.

Блок S (Social, Общество) оказывает умеренно позитивное влияние на уровень ESG-рейтинга компании.

В компании утверждены такие документы, как Кодекс корпоративной этики и Правила трудового распорядка с высоким уровнем детализации. Агентство положительно отмечает высокий уровень материального стимулирования сотрудников: средняя заработная плата превышает средний уровень заработной платы в регионе осуществления деятельности, в компании определена четкая схема премирования и индексации, все штатные сотрудники обеспечены услугами ДМС. За последние 3 года индексация заработной платы происходила 2 раза для более 80% сотрудников.

В 2020 году компания диверсифицировала структуру высшего руководства с т.з. гендера, в частности на 17% выросла доля женщин из числа топ-менеджмента, однако в составе совета директоров участвует только одна женщина, что оценивается агентством умеренно негативно. Агентство отмечает, что средняя заработная плата женщин ниже мужчин, что вызвано фактом превалирования сотрудников мужского пола в руководящем составе. Коэффициент текучести кадров по итогам 2020 года составил 14%, что оценивается агентством как низкий уровень.

На фоне пандемии отмечено относительное сокращение количества сотрудников, прошедших профессиональные тренинги в 2020 году (20% против 54% годом ранее), что оказало влияние на оценку блока. Также в компании отсутствует корпоративная пенсионная программа. Бизнес ГТЛК не характеризуется повышенными рисками для жизни и здоровья сотрудников. При этом в компании действует Положение о системе управления охраной труда, более 60% сотрудников прошли тренинги по охране труда и безопасности, в том числе в связи с распространением COVID-19. В период пандемии ГТЛК предприняла меры по сохранению рабочих мест без сокращения заработных плат.

В связи с пандемией в марте 2020 года в компании была введена дистанционная форма работы, во 2-4 кварталах 30-40% персонала продолжили дистанционную работу. В ГТЛК есть служба поддержки клиентов, в рамках которой используются все виды связи: мессенджеры, e-mail, телефон, а также поддержка закрепленного клиентского менеджера. Мониторинг удовлетворенности проводится на ежегодной основе.

Блок G (Governance, Корпоративное управление) оказывает умеренно позитивное влияние на уровень ESG-рейтинга.

Агентство положительно отмечает высокую организацию стратегического планирования: в компании реализуется значительно детализированная ДПР на период 2021-2025 гг., в которой закреплено развитие ключевых направлений бизнеса в среднесрочной перспективе. В рамках программы ежегодно готовится бизнес-план, что позволяет проводить регулярный мониторинг результатов и достижения поставленных среднесрочных целей.

Деятельность совета директоров регулируется отдельным положением. Состав коллегиального органа подвержен минимальным изменениям и обладает высокой компетенцией. Сдерживающее влияние оказывает небольшое количество независимых директоров, которое составляет четверть участников. При совете директоров действуют комитеты по стратегическому планированию, кадрам и вознаграждениям, и аудиту, возглавляемый независимым директором. Дополнительную поддержку обеспечивает наличие страхования ответственности членов совета директоров в страховой компании АО «СОГАЗ» с рейтингом ruAAA от Эксперт РА.

Другими органами управления компании являются общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган - генеральный директор, однако отсутствует Правление, в связи с этим Агентство оценило данный фактор нейтрально. На текущий момент выработка стратегических направлений в области устойчивого развития, принятие решений, контроль за реализацией и оценку результатов осуществляет генеральный директор. При этом в ГТЛК функционирует консультативно-совещательный орган, а именно рабочая группа по формированию системы управления в области устойчивого развития.

Утверждена дивидендная политика, в которой закреплены условия выплаты дивидендов, а также их рекомендуемый размер. Деятельность корпоративного секретаря закреплена в отдельном положении.

Агентство положительно оценивает высокую степень информационной открытости: компания публикует на своем корпоративном сайте аудированную финансовую отчетность, годовой отчет, подготовленный с учетом стандартов GRI, с выделением раздела про устойчивое развитие, а также значительный объем информации, не подлежащий обязательному раскрытию.

Качество организации риск-менеджмента оценивается агентством положительно ввиду наличия отдельной дирекции по управлению рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита, деятельность которых контролируется советом директоров на полугодовой основе. Степень проработанности регламентов по управлению рисками оценивается как высокая. Положительно влияет на оценку развитости риск-менеджмента наличие процедуры и методики внутренней диагностики системы управления рисками.

Уровень системы управления рисками соответствует масштабам деятельности компании и поставленным перед ней стратегическим задачам, направленным на реализацию государственной политики управления и устойчивого развития транспортной отрасли России.

Отчет доступен по ссылке.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

При присвоении рейтинга ESG АО «ГТЛК» применялась методология присвоения рейтингов ESG https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.02.2021).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные АО «ГТЛК», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Некредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно некредитных рисков, принимаемых на себя контрагентами при взаимодействии с рейтингуемым лицом.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Лизинг разогнался перед торможением

Газета "Коммерсантъ"

Дефицит комплектующих докатился до финансовых схем
30.08.2021

Зеленый коридор для лизинга

Коммерсантъ

О том, почему российским лизинговым компаниям стоит внимательнее присмотреться к ESG-рейтингам, рассказал „Ъ“ старший директор отдела рейтингов кредитных институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Руслан Коршунов.
13.07.2021

Лизинг в тренде

Одним из направлений, набирающим обороты в последнее время, стало развитие операционного лизинга в розничных сегментах, преимущественно в автосегменте. 20.04.2021

«Эксперт РА»: рынок лизинга впервые за пять лет показал отрицательную динамику по итогам года

Российский рынок лизинга впервые за пять лет показал отрицательную динамику по итогам 2020 года. Таковы предварительные данные исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации с целью предоставления информации о российском лизинговом рынке в ассоциацию Leaseurope. 15.02.2021

Онлайн-конференция «Российский лизинг: адаптация к новым реалиям», 9 декабря 2020 года

Как лизинговым компаниям успешно адаптироваться к новым реалиям и пройти очередной кризис с наименьшими потерями, обсудили 9 декабря 2020 года на конференции «Российский лизинг: адаптация к новым реалиям». 21.12.2020