Рейтинговые действия, 25.11.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Удмуртской Республики на уровне ruBBB-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 25 ноября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Удмуртская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (21,6% в ВРП), обрабатывающие производства (17,5%). Промышленность в республике является одной из отраслей, вносящих значительный вклад в ВРП. Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает добыча нефти. В структуре обрабатывающих производств преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики региона.

Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2020 года (далее – отчетный год) оценивается в 683,7 млрд рублей, что на 4,9% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. Снижение обусловлено сокращением в промышленном секторе, формирующем около 50% ВРП. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП в сопоставимых ценах на 0,7% к уровню 2020 года до 730,3 млрд рублей. Индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 95,2%. Спад промышленного производства связан с приостановлением (ограничением) деятельности на территории региона организаций и индивидуальных предпринимателей, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. По итогам января-сентября 2021 года наблюдается рост (индекс промышленного производства за 9 месяцев 2021 года составил 101,4% к соответствующему периоду 2020 года). Высокий индекс производства при росте объемов отгруженных товаров наблюдается: в производстве бумаги и бумажных изделий; автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов; мебели; резиновых и пластмассовых изделий; электрического оборудования; в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производстве изделий из соломки и материалов для плетения; в ремонте и монтаже машин и оборудования. Кроме того, росту способствуют меры государственной поддержки, предусмотренные для промышленных предприятий региона. По завершении текущего года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 100,4%.

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 456,7 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень демографической нагрузки, отрицательная динамика численности населения, умеренно низкий уровень безработицы. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) составил 0,836, что выше среднероссийского показателя. Численность населения региона на отчетную дату составила 1493,4 тыс. человек и за последние три года сократилась на 1,3%. Основными причинами снижения численности населения является естественная и миграционная убыль. На фоне коронакризиса произошел рост уровня безработицы до 6,3% или на 2,0 п. п. по сравнению с 2019 годом. По итогам 2021 года ожидается снижение данного показателя до 5,4%. Также давление на оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 98,3 млрд рублей, что на 0,9% выше уровня 2019 года в действующих ценах. По итогам 2021 года прогнозируется рост внебюджетных инвестиций до 106,7 млрд рублей. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 13,7%.

Агентство отмечает умеренно высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов по итогам 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 57,9%, что на 13,3 п. п. ниже уровня 2019 года. Снижение доли обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией (трансферты выросли в 1,5 раза), а также снижением поступлений по ННД на 14,0%. Наибольшее снижение в структуре налоговых доходов по итогам 2020 года произошло по налогу на прибыль организаций (-33,6%) и налогу на имущество организаций (-34,2%). Налоговая база республики по итогам отчетного года имела умеренно концентрированную структуру: на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 10,8% ННД, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании. По состоянию на 01.10.2021 доходы регионального бюджета выросли на 22,1% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 38,3%, а трансферты снизились на 2,8%. Рост ННД обусловлен увеличением как налоговых (+38,8%), так и неналоговых (+21,7%) доходов. По налоговым доходам прирост обеспечен увеличением поступлений от налога на прибыль организаций (+84,4%), налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+11,7%), налога на имущество организаций (+26,7%) и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+64,3%). По налогу на прибыль, являющегося наиболее волатильной статьей доходов, прирост поступлений связан с улучшением ситуации в нефтяной отрасли. На налоге, взимаемом в связи с применением УСН сказались меры поддержки малого и среднего бизнеса, которые привели к увеличению налогоплательщиков. Позитивные итоги 9 месяцев 2021 года по прогнозам останутся до конца года и по итогам 2021 года ожидается рост ННД на 31,6% к 2020 году. Кроме того, будет превышен допандемийный уровень по ННД (+13,2% к уровню 2019 года).

Расходы региона в 2020 году выросли на 20,7% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, СМИ и межбюджетных трансфертов в течение 2020 года было направлено 76,1 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 22,2%. Кроме того, их доля в структуре расходов выросла на 0,9 п. п., что связано с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. За январь-сентябрь 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 6,1% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 54,5 млрд рублей, что на 8,3% выше девяти месяцев 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах республиканского бюджета показал рост на 1,6 п. п. Увеличение доли социального блока связано с ростом расходов на образование (+10,9%), здравоохранение (+13,7%) и социальную политику (+5,7%) – на 30,6%, что обусловлено ростом фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, введением новых социальных выплат на условиях софинансирования из федерального бюджета (ежемесячные выплаты на детей в возрасте с 3 до 7 лет, бесплатное питание в начальных классах школы), ранней контрактацией по нацпроектам и софинансируемым из федерального бюджета направлениям расходов, мероприятиями по противодействию распространению коронавирусной инфекции. По итогам 2021 года ожидается снижение расходов на 0,8%.

Региональный бюджет на протяжении двух лет, с 2017 по 2018 годы, исполнялся с «техническим» профицитом. В 2019-2020 гг. бюджет был дефицитный, который в 2020 году сложился в размере 14,9 млрд рублей или 30,1% ННД и был покрыт за счет кредитных средств кредитных организаций, остатков средств бюджета и иных источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов. По итогам 2021 года ожидается исполнение регионального бюджета также с дефицитом, который по прогнозам региона составит порядка 3,7 млрд рублей или 5,7% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться средства от продажи акций и остатки на счете бюджета.

Долговая нагрузка по итогам 2020 года сложилась на высоком уровне, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 130,0%, что на 49,9 п. п. выше, чем на 01.01.2020. Совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 64,2 млрд рублей, что на 39,5% выше уровня 2019 года. В условиях снижения собственных доходов бюджета и увеличения расходов, связанных в том числе с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, для обеспечения сбалансированности бюджета республика привлекала кредитные заимствования. Хотя до этого за три предыдущих года регион снизил долг на 3,0 млрд рублей. По итогам 2021 года ожидается снижение долга на 1,9%, долговой нагрузки на 33,0 п. п. до 97,0% в связи с прогнозируемым ростом ННД почти на треть к уровню 2020 года. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составила 54,4%, бюджетные кредиты сформировали 37,8% долга, облигационные займы – 7,8%. По итогам 2021 года структура долгового портфеля претерпит изменения, на первое место выйдут бюджетные кредиты, их доля составит порядка 84% от общего объема долга, на банковские кредиты и облигационные займы придется по 8%. Изменение структуры долга связано с получением регионом в конце июля текущего года бюджетного кредита на замещение коммерческого долга в размере 30,9 млрд рублей со сроком погашения в 2025-2029 годах. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга, предстоящего к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2021, составляет 8,5% от совокупного долга региона. Для регионального бюджета в 2020 году была характерна высокая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД составило 4,4%, что на 0,7 п. п. выше уровня 2019 года, в связи с увеличение банковских кредитов в портфеле долга. По итогам 2021 года данный показатель снизится до 2,7% в связи с увеличением доли бюджетных кредитов в долговом портфеле. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2020 года составил 85,3 млрд рублей, объем расходов – 100,1 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Удмуртской Республики был впервые опубликован 06.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.06.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Удмуртской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Удмуртской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Удмуртской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023