Рейтинговые действия, 11.11.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Башкортостан на уровне ruАА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 11 ноября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Республика Башкортостан (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из основных нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающее производство и торговлю. Промышленность в регионе формирует до 40% валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти.  Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2020 года (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 1,8 трлн рублей, что на 1,3% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 2,0 трлн рублей. Индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 98,2%. На снижение индекса основное влияние оказал спад в обрабатывающей промышленности, прежде всего в производстве нефтепродуктов. В структуре промышленного производства республики 75,4% объема отгруженной продукции приходится на деятельность предприятий обрабатывающих производств. Кроме того, наряду со сложившейся эпидемиологической ситуацией негативное влияние оказали и макроэкономические факторы, это – снижение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, сокращение потребления нефтепродуктов и снижение цен на нефть. Как следствие, падение объемов производства и отгрузки в сферах производства нефтепродуктов и нефтехимии, пересмотр инвестиционных программ нефтяных компаний. По итогам восьми месяцев текущего года наблюдается рост промышленности – индекс промышленного производства в январе-августе 2021 года составил 104,4%. Положительную динамику обеспечил рост производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром, одежды, кожи и изделий из кожи, лекарственных препаратов, мебели, готовых металлических изделий, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, металлургической промышленности, полиграфической деятельности, водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений. По завершении текущего года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 105,0%.

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 453,8 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает высокий коэффициент демографической нагрузки, негативная динамика численности населения и умеренно низкий уровень безработицы. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) составил 0,807, что выше среднероссийского показателя. За последние три года численность населения региона сократилась на 1,2% и по состоянию на 01.01.2021 составила 4013,8 тыс. человек. Сокращение численности обусловлено естественной и миграционной убылью населения. Несмотря на это республика входит в число десяти крупнейших регионов по численности населения (7-е место среди субъектов РФ). На фоне коронакризиса в регионе наблюдался рост уровня безработицы на 1,5 п. п. или до 5,9%, что негативно отразилось на рейтинговой оценке. По итогам 2021 года ожидается снижение данного показателя до допандемийного уровня – 4,4%. Также давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 319,3 млрд рублей, что на 0,7% выше уровня 2019 года в сопоставимых ценах. Рост обусловлен своевременным принятием региональными властями дополнительных мер поддержки инвесторам. Тем не менее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет 16,0%. По итогам 2021 года ожидается рост внебюджетных инвестиций до 365,6 млрд рублей или на 9,1% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, который будет обеспечен реализацией ряда крупных проектов по ключевым видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, производство химических веществ и химических продуктов, сельское хозяйство и производство пищевых продуктов, производство кокса и нефтепродуктов, производство строительных материалов. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Нефтекамск», «Благовещенск», «Белорецк», «Белебей», «Кумертау», ОЭЗ «Алга», индустриальные и аграрные парки, технопарки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. 

По итогам 2020 года агентство отмечает умеренно высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 56,0%, что на 17,8 п. п. ниже уровня 2019 года. Снижение доли обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также сокращением поступлений по ННД на 16,1%, что оказало давление на рейтинговую оценку региона. За 2020 год доходы регионального бюджета выросли на 10,6% по сравнению с предыдущим годом, что связано с ростом трансфертов в 1,9 раза. В структуре ННД наблюдается снижение и по налоговым, и по неналоговым доходам. Налоговые поступления сократились на 15,0%, в результате уменьшения поступлений по налогу на прибыль организаций (-37,6%), налогу на имущество организаций (-15,7%) и акцизам (-6,7%). Риски доходной части бюджета республики в 2020 году снизились, доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах консолидированного бюджета региона сократилась с 19,0% до 11,0% в связи со снижением налоговых поступлений из-за негативной конъюнктуры на рынке нефти и сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+. По состоянию на 01.10.2021 доходы бюджета региона выросли на 9,3% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 21,1%, а трансферты снизились на 9,9%. Рост ННД обусловлен увеличением налоговых доходов на 30,8%, который обеспечен нарастанием поступлений от налога на прибыль организаций (+69,4%), налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+15,7%), акцизов (+11,2%) и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+42,5%). По налогу на прибыль, являющегося наиболее волатильной статьей доходов, прирост поступлений связан с увеличением поступлений от БСК, УМПО, от кредитных организаций, УГОК, восстановились поступления от «Газпрома», начали восстанавливаться платежи от главного налогоплательщика – «Башнефти». НДФЛ показал прирост за счет легализации трудовой занятости, создания рабочих мест в региональных проектах, улучшения администрирования налогов. А на налоге, взимаемого в связи с применением УСН сказались меры поддержки малого и среднего бизнеса, который сохранился и развивается. По неналоговым доходам наблюдается падение поступлений на 60,4%, что связано со снижением доходов от использования госимущества почти в 9 раз или на 6,3 млрд рублей. Также снизились поступления от размещения бюджетных депозитов, что вызвано сокращением остатков средств. Но несмотря на позитивные итоги 9 месяцев 2021 года к уровню 2020 года, допандемийный уровень ННД еще не достигнут (-3,0% к январю-сентябрю 2019 года). Негативная динамика связана с сокращением поступлений по неналоговым доходам. Налоговые доходы превысили поступления за 9 месяцев 2019 года на 6,0%. По итогам 2021 года регион ожидает рост ННД на 16,3% к уровню 2020 года, но уровень 2019 года еще будет не достигнут (-2,4% к 2019 году).

Расходы региона в 2020 году выросли на 20,6% по сравнению с 2019 годом, что связано с увеличением расходов на финансирование первоочередных и социально-значимых расходов в условиях замедления темпов экономического роста, а также распространения новой коронавирусной инфекции. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность, их доля в расходах составила 67,7%. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2020 года было направлено 175,6 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 26,3%. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2020 году составила 22,7%. За январь-сентябрь 2021 года расходы регионального бюджета снизились на 2,2% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 119,2 млрд рублей, что на 3,3% ниже девяти месяцев 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах республиканского бюджета показал снижение на 0,8 п. п. Падение доли социального блока связано со значительным снижением расходов по здравоохранению – на 30,6%, что обусловлено снижение расходов по стационарной медицинской помощи на 43,2% и других вопросов в области здравоохранения на 22,6% в связи с высокой базой 2020 года, в том числе связанной со строительством двух инфекционных госпиталей в Уфе и Стерлитамаке для приема больных коронавирусом на сумму в 4,5 млрд рублей и приобретением и ремонтом медицинского оборудования на 3 млрд рублей. По итогам 2021 года ожидается снижение расходов на 7,6%, в том числе по капитальным затратам на 20,9% в результате уменьшения расходов на приобретение основных средств; предоставление субсидий капитального характера юридическим лицам и некоммерческим организациям; предоставление межбюджетных трансфертов капитального характера бюджетам муниципальных образований.

Региональный бюджет на протяжении последних двух лет исполнялся с дефицитом, что отрицательно сказалось на рейтинговой оценке. В 2020 году дефицит бюджета составил 39,5 млрд рублей или 32,0% ННД, который был покрыт за счет банковских кредитов, облигационного займа и остатков средств на счетах. По итогам 2021 года ожидается объем выпадающих доходов значительно меньше, дефицит прогнозируется на уровне 9,6 млрд рублей или 6,7% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться облигационные займы и остатки средств бюджета.

Несмотря на рост долга в 2020 году (в 1,6 раза до 21,0 млрд рублей), который произошел в связи с необходимостью финансирования дефицита регионального бюджета, долговая нагрузка на отчетную дату находилась на комфортно низком уровне (17,1%), что оказало поддержку рейтинговой оценке. Вместе с тем портфель долговых обязательств региона в отчетном году претерпел изменения. В 2017-2019 гг. в структуре долга отсутствовали кредиты коммерческих банков, а уже в 2020 году регион дважды привлекал банковские кредиты. На 01.01.2021 долговой портфель был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, их доля в портфеле составила 57,2%. Облигационные займы и кредиты коммерческих банков формировали 23,8% и 19,0% долга соответственно. В составе долга отсутствуют долговые обязательства с переменной процентной ставкой, что исключает процентный риск в отношении действующих долговых обязательств. Незначительный объем долговых обязательств республики, приходящихся к погашению в краткосрочном и среднесрочном периоде, смягчает риски рефинансирования. По итогам 2021 года ожидается рост долга в 1,5 раза до 30,6 млрд рублей, долговая нагрузка по прогнозам региона вырастет до 21,4%, но несмотря на это будет находиться на низкорисковом уровне. Структура долгового портфеля претерпит изменения, на первое место выйдут облигационные займы, их доля составит около 50% от общего долга, на бюджетные кредиты придется чуть менее 40%, остальную часть портфеля займут банковские кредиты. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 0,2%, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2021 года ожидается рост расходов на обслуживание долга в связи с увеличением коммерческого долга, но их отношение к ННД будет находиться на комфортном уровне и отрицательного влияния на рейтинговую оценку не окажет. Регион характеризуется высокой ликвидностью, имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также имеет остатки денежных средств на счетах.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 219,9 млрд рублей, объем расходов – 259,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.05.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023