Рейтинговые действия, 26.05.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Российские автомобильные дороги» на уровне ruAA+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 26 мая 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на уровне ruAA+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее – компания, ГК, Государственная компания) - некоммерческая организация, созданная в 2009 году на основании Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ для доверительного управления переданными ей автомобильными дорогами общего пользования федерального значения. Компания управляет федеральными автомобильными дорогами М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», дорогой А-105 подъездной дороги от Москвы к аэропорту Домодедово и участком дороги А-107, а также завершает реализацию проекта строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги, Московская область (ЦКАД). В 2020 году ГК запустила реализацию проекта строительства скоростной автомобильной дороги «Москва – Нижний Новгород – Казань» М-12. Являясь непосредственным заказчиком работ на отдельных участках автодорог, ГК также исполняет роль публичной стороны в соглашениях формата государственно-частного партнерства (ГЧП), через которые компания реализует часть проектов строительства и реконструкции автодорог. По состоянию на 31.12.2020 компания управляла автомобильными дорогами общей протяженностью 3721,7 км и осуществляла реализацию ряда проектов с привлечением частных инвестиций.

Рейтинг Государственной компании был присвоен с отступлением от действующей методологии присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям. По мнению агентства, действующая методология не в полной мере оценивает профиль операционных и финансовых рисков ГК из-за её особого юридического статуса и уникальной модели для российской среды, включая отношения с государством, и оцениваемые ею факторы не показательны при оценке состояния компании. Присвоенный рейтинг в значительной степени соответствует не самостоятельному рейтингу кредитоспособности с поправками на поддержку со стороны государства, а рейтингу на паритетном с государством уровне с поправкой на уровень системной значимости.

Системная значимость ГК оценивается как сильная, но не на максимальном уровне. Компания является одной из двух организаций, управляющих государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта. Являясь своеобразным «институтом развития», ГК выполняет важную роль в развитии транспортной системы Российской Федерации и повышении транспортной доступности отдельных областей и их связанности со столичным регионом. Реализуя одни из крупнейших соглашений в рамках ГЧП, ГК развивает перспективное направление частного финансирования инфраструктуры, что позволяет в существенной степени снижать непосредственные затраты государства. Ввиду того, что обязательства компании не гарантированы государством, потенциальный дефолт компании несет финансовые риски для государства в первую очередь в контексте реализуемых соглашений в рамках ГЧП, в которых компания несет прямую ответственность от лица Российской Федерации. В таких соглашениях закрепляется режим особых обстоятельств, предусматривающий введение различных штрафов за неисполнение сторонами своих обязательств, включая нарушение условий финансирования публичной стороной, вплоть до расторжения соглашения и компенсации частной стороне понесенных затрат. При этом компания защищена от банкротства, так как на неё не распространяется действие Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Оценка системной значимости не на высшем уровне обусловлена потенциальной заменимостью компетенции компании на другого доверительного управляющего, а также проблемами с достижением поставленных задач. В 2020 году по причине переноса конкурсов по строительству пусковых комплексов ЦКАД №3 и №4 ГК не достигла показателя по привлечению внебюджетного финансирования, соответственно, не в полной мере реализовывала запланированную инвестиционную программу.

Наивысшая степень влияния государства на компанию обусловлена полным стратегическим и операционным контролем со стороны государства, а также высоким объемом получаемых субсидий в структуре финансирования компании на различные направления деятельности. Учредителем компании является Российская Федерация, права и обязанности учредителя осуществляет Правительство Российской Федерации. Деятельность компании осуществляется на основании Программы деятельности «Государственной компании на долгосрочный период (2010-2024)» (в январе 2020 года в программу были внесены изменения – срок действия документа был продлен до 2024 года), утверждаемой Правительством Российской Федерации. Программа обобщенно и попроектно задает основные операционные и финансовые цели компании, и в том числе бюджетные и внебюджетные источники финансирования. Программа устанавливает, что к 2024 году протяженность дорог под управлением ГК составит 4262 км. Высшим органом управления компании является наблюдательный совет, в который входит двенадцать членов: семь – по представлению Правительства Российской Федерации, четыре – Федерального Собрания, один – Счетной палаты.

Компания ежегодно получает субсидии из федерального бюджета – за 2020 год их объем составил 148,6 млрд руб., что на 22,9% выше, чем в 2019 году. Агентство также отмечает последовательный рост доходов ГК в виде сбора платы за проезд – 23,2 млрд руб. по итогам 2020 года, что на 27% выше результата 2019 года. Субсидии закладываются в федеральный бюджет на основе утверждаемой Программы деятельности и агентство отмечает полное выполнение плана поступлений по этой статье программы в течение последних, как минимум, шести лет. Вторым по важности источником финансирования является размещение облигаций – часть выпусков были приобретены за счёт средств Фонда национального благосостояния. Эти облигации обладают льготным режимом выплаты купонного дохода ввиду его семилетней капитализации со сроком обращения 27 лет.

Введенные противоэпидемиологические мероприятия в целом не оказали негативного воздействия на деятельность подрядчиков и исполнителей по соглашениям ГК, так как работы на основных объектах компании не прерывались. В апреле и мае 2020 года наблюдалось падение доходов от сбора платы на платных участках автомобильных дорог. В летний период, после частичного снятия карантинных ограничений, наблюдался значительный прирост траффика. Развивающиеся кризисные эффекты в экономике в среднесрочной перспективе не отразятся на компании. Поддержку деятельности компании окажут закрепленный Программой объем предоставляемых субсидий и важность для государства инвестиций в транспортную инфраструктуру как источник темпов роста экономики.

По данным консолидированной отчетности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2020 составляли 558,0 млрд руб., капитал – -360 млн руб. Выручка по итогам 2020 года составила 2,2 млрд руб., чистый убыток – -3 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Государственной компании «Российские автомобильные дороги» был впервые опубликован 29.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.05.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтинг кредитоспособности нефинансовых компаний https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 23.11.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Государственной компании «Российские автомобильные дороги» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023