Рейтинговые действия, 12.03.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Чувашской Республики на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 12 марта 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют отрасль машиностроения, а также производители электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году составил, по оценке региона, 336,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,5% ниже уровня 2019 года. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП на 1,8% к уровню 2020 года или до 352,0 млрд рублей.

Низкий уровень показателей благосостояния оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку: ВРП на душу населения по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 277,2 тыс. рублей, коэффициент демографической нагрузки, по предварительным данным, на 01.01.2021 составил 0,807. Помимо этого, давление на рейтинговую оценку оказывает низкий объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП, который за последние три года составил 14,3% и негативная динамика численности населения.  На 01.01.2021, по предварительным данным, численность населения региона составила 1208,8 тыс. человек. За последние 5 лет население сократилось более чем на 20 тыс. человек. Основными причинами снижения численности населения являются сокращение рождаемости и отрицательное сальдо миграции. Среднегодовой уровень общей безработицы в 2020 году составил 6,1%, что более чем на 1,0 п. п. выше уровня 2019 года.  

Агентство отмечает высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона по итогам 2020 года составила 44,6%, что на 7,6 п. п. ниже уровня 2019 года. Снижение доли обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 19,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе трансферты в 1,5 раза, ННД на 2,2%. Положительную динамику в структуре ННД поддержали налог на доходы физических лиц (+5,6%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+5,2%), акцизы (+1,8%). Снижение продемонстрировали налог на прибыль организаций (-0,3%) и налог на имущество организаций (-4,1%), что связано с понижением деловой и потребительской активности населения на фоне пандемии и принятыми мерами поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики и предпринимательства, в том числе по налоговым льготам и отсрочкам различных платежей в бюджет. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по иным межбюджетным трансфертам (в 1,9 раза) и субвенциям (в 1,7 раза). Рост вызван увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля крупнейшего налогоплательщика составила 4,2% в налоговых доходах.  

Расходы региона в 2020 году выросли на 26,0% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 49,4 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 29,3%. В составе расходов по итогам 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,9 раза) в 2020 году произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 4,3 п. п. Значительное снижение доли наблюдается по расходам на образование, их удельный вес сократился на 5,7 п. п.

На протяжении последних пяти лет бюджет региона исполняется с профицитом. По итогам 2020 года профицит бюджета составил 2,3% ННД. По итогам 2021 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом 2,9 млрд рублей или 9,3% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций и остатки средств на счетах.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне, что оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 28,4%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 8,9 млрд рублей. В течении 2020 года республика сократила долговые обязательства на 14,0%.  Долговой портфель на 01.01.2021 сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 93,8%, банковские кредиты формируют 5,6% всех обязательств, государственные гарантии – 0,6%. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. Внутри года регионом погашаются более дорогие банковские кредиты за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволяет существенно экономить на процентных расходах. Кроме того, в конце года регион получил полугодовой бюджетный кредит от Минфина России на сумму 1,4 млрд рублей, в результате чего региону удалось избежать традиционного привлечения банковских кредитов в конце года. Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,04% ННД. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2021 составляет 24,8% от совокупного долга региона. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 70,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 69,5 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.09.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023