Москва, 30 июня 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Хабаровского края на уровне ruВВВ. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Хабаровский край (далее - регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Край является транспортно-логистическим центром Дальнего Востока, ключевыми секторами экономики выступают транспортно-логистический комплекс, торговля и государственное управление.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2020 год (далее – отчетный год) составил 836,0 млрд рублей, что на 0,4% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 916,3 млрд рублей. На фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной пандемией, в регионе наблюдается снижение промышленного производства в 2020 году – индекс промышленного производства составил 99,1%, что на 1,7 п. п. выше среднероссийского уровня. Отрицательная динамика обусловлена непростой ситуацией в металлургическом комплексе в первом полугодии отчетного года (снижение на 9,9%), вызванной недостатком оборотных средств на ведущем предприятии, которая восстановилась во втором полугодии, снижением нефтепереработки на 17,9% и деревообработки на 20,9% в связи с сокращением спроса на внешних рынках, снижением золотодобычи на 2,9% в связи с уменьшением среднего содержания золота в руде. По итогам пяти месяцев 2021 года отрицательная динамика в промышленном производстве края сохранилась, что связано с неравномерным распределением производственных этапов работ в машиностроительном комплексе края (специфика длительного производства, снижение на 15,7%) – индекс промышленного производства в январе-мае 2021 года составил 96,5% к аналогичному периоду 2020 года. По итогам 2021 года, по оценке региона, индекс промышленного производства составит не менее 103,5%.
Показатели благосостояния по итогам 2020 года находились на высоком уровне: объем ВРП на душу населения составил, по расчетам агентства, 639,0 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 4,0%, коэффициент демографической нагрузки – 0,686. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения. За последние три года численность населения сократилась на 2,0% и составила 1301,1 тыс. человек на 01.01.2021. Неблагоприятные тенденции в динамике численности края обусловлены отрицательным естественным движением и миграционным оттоком. Также сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за отчетный год составил 211,6 млрд рублей, что на треть выше уровня 2019 года в действующих ценах. Такой рост обеспечен реализацией крупных инвестиционных проектов на территории региона (строительство и реконструкция инфраструктуры в морском порту Ванино, в бухте Мучке; создание Дальневосточного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске; строительство второй очереди Амурского гидрометаллургического комбината в г. Амурске; строительство комплекса глубокой переработки нефти на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе и др.). Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за 2018-2020 гг. составило 20,7%. На территории края действуют территории опережающего социально-экономического развития «Хабаровск», «Комсомольск», «Николаевск», режим свободного порта Владивосток, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Агентство отмечает умеренно низкую долю налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона по итогам 2020 года. Доля ННД в доходах составила 61,6%, что на 10,3 п. п. ниже уровня 2019 года. Снижение обусловлено увеличением безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в 1,6 раза на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также снижением ННД на 1,3%. В структуре ННД налоговые доходы сократились на 1,3%, неналоговые – на 4,3%. Отрицательная динамика в структуре налоговых доходов сложилась по налогу на прибыль организаций (-0,9%), налогу на имущество организаций (-3,4%), акцизам (-13,8%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-9,4%). Сокращение поступлений по основным налогам связано с негативными влияниями коронакризиса и принимаемыми мерами по поддержке пострадавших отраслей экономики. По акцизам сокращение произошло в связи с изменениями в федеральном законодательстве в части пересмотра порядка распределения акцизов на средние дистилляты. По неналоговым доходам наибольшее снижение поступлений в отчетном году прослеживалось по штрафам, санкциям в результате введенных ограничительных мер. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдался по субсидиям (в 1,9 раза) и дотациям (в 1,7 раза). Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика составила 6,5% в налоговых доходах в 2020 году.
Расходы края по итогам 2020 года выросли на 15,8% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 86,5 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 25,4%. В структуре расходов произошли изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,7 раза) произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 3,9 п. п. Наибольшее снижение удельного веса произошло по расходам на национальную экономику (-2,2 п. п.). Гибкость расходов бюджета оценивается на высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 11,2%.
Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. В 2020 году дефицит бюджета составил 4,3 млрд рублей или 5,5% ННД, который был покрыт за счет полугодового бюджетного кредита. По итогам 2021 года дефицит прогнозируется на уровне 7,5 млрд рублей или 9,0% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства банков.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2021 оценивается как умеренно низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 54,8 млрд рублей, что на 5,5% выше, чем на 01.01.2020; долговая нагрузка в отчетном году приросла на 4,5 п. п. и составила 69,4%. Портфель долга был сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляет 64,9%, бюджетных кредитов – 27,5%, облигаций – 7,4%, государственных гарантий – 0,2%. Высокая концентрация на одном кредиторе оказывает отрицательное влияние на рейтинговую оценку – доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2021 составляет 62,9%. График погашения обязательств оценивается как некомфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2021 составляет 43,0% от совокупного долга региона. Для региона характерны высокие риски рефинансирования, существенный объем долговых обязательств края – более 75% долга, приходится к погашению в краткосрочном и среднесрочном периоде. Преобладание в долговом портфеле банковского долга способствует умеренно высоким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 4,1%. Регион имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также имеет остатки денежных средств на счетах.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 128,1 млрд рублей, объем расходов – 132,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Хабаровского края был впервые опубликован 21.06.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.06.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Хабаровского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Хабаровского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Хабаровскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.