Рейтинговые действия, 22.06.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Саратовской области на уровне ruА- и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 22 июня 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено тем, что ожидаемое ухудшение показателей финансовой устойчивости региона по итогам 2020 года на фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной инфекцией, было нивелировано поддержкой федерального центра, что позволило сохранить долговую нагрузку на умеренно комфортном уровне и ряду финансовых показателей не просесть до критических значений.

Саратовская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область - индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики региона являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, торговля и производство электроэнергии. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, нефтепродуктов, металлургических изделий, а также производители различных видов машин и оборудования.

Область характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил 835 млрд рублей, что на 1,0% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. Несмотря на кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, в области наблюдается рост промышленного производства в 2020 году по отношению к 2019 году - индекс промышленного производства составил 102,8%. Рост обусловлен наращиванием объемов производства основных отраслей в обрабатывающих производствах: металлургия, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство строительных материалов, пищевая промышленность. За январь-апрель 2021 года индекс промышленного производства составил 117,8% к соответствующему периоду 2020 года.

Давление на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем ВРП на душу населения, негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки. ВРП на душу населения по итогам отчетного года, по расчетам агентства, составил 346,7 тыс. рублей, что выше относительно 2019 года на 3,8%. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 2395,1 тыс. человек и за последние 3 года сократилась на 67 тыс. человек. Основными причинами снижения численности является естественная убыль, а также отток населения в другие регионы. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,794. Также давление на оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составляет порядка 17,8%. Ситуация на рынке труда области в 2020 году ухудшилась в связи с распространением новой коронавирусной инфекции - уровень безработицы составил 5,6%, что на 1,3 п. п. выше уровня 2019 года и на 0,2 п. п. ниже среднероссийского.

Агентство отмечает высокую зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов снизилась на 13,2 п. п. и составила 52,8%, в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также снижением поступлений ННД на 1,3%. В структуре ННД наибольшее снижение произошло по налогу на прибыль организаций (-15,2%), налогу на имущество организаций (-14,4%) и неналоговым доходам (-6,2%). Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций обусловлено принятыми на федеральном и региональном уровне мерами, по обеспечению санитарно-эпидемиологического порядка и мерами поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Падение неналоговых доходов произошло из-за снижения поступлений от штрафных санкций за нарушение законодательства РФ (-3,0%), платежей при пользовании природными недрами (-9,1%) и по доходам от продажи материальных и нематериальных активов (-74,1%), в результате несостоявшихся торгов по продаже государственного имущества. По состоянию на 01.04.2021 по отношению к аналогичному периоду 2019 года по всем основным налоговым поступлениям наблюдается рост. По ряду налогов – налог на прибыль, налог на имущество организаций – объем поступлений восстановился и превысил уровень 2019 года за аналогичный период. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля крупнейшего налогоплательщика составила 4,3% в налоговых доходах, на долю 5 крупнейших налогоплательщиков приходится 12,9% налоговых доходов областного бюджета.

Расходы региона в 2020 году выросли на 27,2% по сравнению с 2019 годом и составили 132,4 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, их доля составляет 71,3%. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, средств массовой информации в 2020 году было направлено 94,4 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 33,5%. В структуре расходов по итогам 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 2,5 раза) произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 7,6 п. п. Наибольшее снижение удельного веса произошло по расходам на образование (-5,5 п. п.). Гибкость расходов бюджета оценивается сдержанно: доля капитальных расходов в структуре расходов по итогам отчетного года составила 4,9%.

По итогам отчетного года бюджет региона исполнен с дефицитом в размере 4,0 млрд рублей или 6,0% ННД. Дефицит бюджета был покрыт за счет полугодового бюджетного кредита. По итогам 2021 года в соответствии с принятым законом об областном бюджете, ожидается исполнение бюджета так же с дефицитом 13,5 млрд рублей или 18,9% ННД (в соответствии с уточнением закона от 10.06.2021). Дефицит планируется покрыть за счет кредитов коммерческих банков, использования остатков средств, образовавшихся на 1 января 2021 года на едином счете области, а также возврата бюджетных кредитов от местных бюджетов. Без учета финансирования дефицита регионального бюджета за счет остатков средств на счетах дефицит прогнозируется на уровне 15% ННД.

По итогам 2020 года долг региона вырос на 10,9% и составил 51,6 млрд рублей, долговая нагрузка составила 76,1%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 57,8%, банковских кредитов – 32,5%, облигационных займов – 9,7%. Относительно невысокая доля крупнейшего кредитора в структуре долга (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2021 составляла 24,7%) оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. Доля долга, срок погашения которого наступает в течение 12 месяцев с 01.04.2021 составляет 44,7%, что отрицательно сказывается на рейтинговой оценке. Для региона характерна умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2020 год составило 2,3%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года, составил 128,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 132,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.12.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023