Москва, 10 июня 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Тульская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения. Структура экономики диверсифицирована с упором на обрабатывающие производства, которые представлены сектором машиностроения, химической и пищевой промышленностью.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками и показателями благосостояния. Объем ВРП за 2020 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 728 млрд рублей, что на 6,7% выше уровня предыдущего года в действующих ценах, объем ВРП на душу населения оценивается на уровне 499 тыс. рублей. Спад экономической активности, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекцией, привел к снижению предпринимательской и инвестиционной активности в регионе и сокращению ряда экономических показателей. Тем не менее индекс промышленного производства за отчетный год составил 112,4%, за 1 квартал 2021 года составил 94,8% к январю-марту 2020 года. По итогам отчетного года увеличились объемы производства в обрабатывающей и химической промышленности, а также в металлургии.
Давление на рейтинговую оценку оказывает невысокий уровень и негативная динамика численности населения и высокий уровень демографической нагрузки. Численность населения области за последние три года сократилась на 42 тыс. человек и составила 1 449 тыс. человек на 01.01.2021. Демографическая нагрузка в регионе находится на уровне 0,749. Среднегодовой уровень безработицы, в результате влияния коронакризиса, вырос в отчетном году на 0,6 п. п. и составил 4,4%, что тем не менее оценивается положительно. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 21,2%. В абсолютном выражении инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2020 году сократились на 22,9% в действующих ценах.
Уровень бюджетной обеспеченности области до 2020 года оценивался на высоком уровне – доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) была на уровне около 80%. По итогам отчетного года уровень ННД сократился до 68,9%, что обусловлено увеличением в 1,7 раза трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также падением налоговых и неналоговых доходов на 0,5%. Основными бюджетоформирующими доходами являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и акцизы. За отчетный год сократились поступления по налогу на прибыль организаций (-9,8%) и налогу на имущество организаций (-13,6%). Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности крупнейшего предприятия оборонно-промышленного комплекса, также снизились поступления от ряда крупнейших налогоплательщиков химической, оборонной, пищевой промышленности, финансово-кредитной организации. Недополучение поступлений по налогу на имущество организаций связано в том числе с предоставлением мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим от коронакризиса, что привело к уменьшению объема авансовых платежей по налогу. В тоже время наблюдается рост по НДФЛ на (+5,7%) в результате увеличения фонда оплаты труда ряда организаций и по акцизам (+7,7%) в результате роста объемов реализации подакцизной продукции. По состоянию на 01.04.2021 по отношению к аналогичному периоду 2019 года по всем основным налоговым поступлениям наблюдается рост. По ряду налогов – НДФЛ, акцизы, налог на имущество организаций – объем поступлений восстановился до уровня 2019 года за аналогичный период.
Расходы региона в 2020 году выросли на 17,2% по отношению к 2019 году, что во многом обусловлено увеличением финансирования в связи профилактикой и устранением последствий COVID-19 и поддержкой бизнеса в наиболее пострадавших отраслях. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2020 года было направлено 69,8 млрд рублей. Гибкость расходной части бюджета области оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2020 году составила 11,5%.
В период 2018-2019 гг. бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2020 года дефицит бюджета составил 2,8% ННД или 1,8 млрд рублей, который был профинансирован за счет остатков средств на счетах и привлечения полугодового бюджетного кредита.
Долговая нагрузка региона остается на низком уровне – отношение долга на отчетную дату к ННД за 2020 год составило 25,4%. Диверсификация структуры долга на 01.01.2021 находится на комфортном уровне: 69,7% долговых обязательств представлены бюджетными кредитами, остальная часть банковскими кредитами. Крупнейшим кредитором является ПАО «Сбербанк» с долей 24,2% в совокупных обязательствах. Все обязательства области носят преимущественно средне и долгосрочный характер, что способствует сокращению рисков рефинансирования на горизонте следующих 12 месяцев. Преобладание бюджетных кредитов в структуре обязательств способствует экономии на расходах на обслуживании долга: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД составило 0,7%. Ликвидность бюджета региона будет поддерживаться как казначейскими кредитами для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, так и остатками денежных средств на счетах. Кроме того, регион имеет доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 94,4 млрд рублей, объем расходов – 96,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 10.12.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.