Рейтинговые действия, 04.06.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Западный скоростной диаметр» на уровне ruAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 4 июня 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Западный скоростной диаметр» на уровне ruAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

АО «Западный скоростной диаметр» было создано в 1997 году решением губернатора Санкт-Петербурга для целей проектирования, строительства и коммерческой эксплуатации автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» (ЗСД). Компания является стороной трехстороннего соглашения о государственно-частном партнерстве (СГЧП), заключенного 20.12.2012 сроком на 30 лет между городом Санкт-Петербургом и ООО «Магистраль северной столицы» (далее – МСС). Полная протяженность автомагистрали ЗСД находится в эксплуатации с 2016 года. На инвестиционном этапе компания исполняла функции заказчика при проектировании всей автомагистрали и строительстве южного и северного участков, а также принимала строительно-монтажные работы при строительстве центрального участка. На эксплуатационном этапе компания является балансодержателем ЗСД, предоставляет автомагистраль в аренду МСС и выступает координатором взаимодействия города и МСС, в частности, контролирует сбор платы за проезд и соблюдение требований к эксплуатации, а также согласует изменение действующих тарифов. Компания также выступает заказчиком строительства новых развязок после завершения первоначальных участков ЗСД – например, развязок с Новым шоссе, Шуваловским проспектом и Шкиперской развязки.

Рейтинг компании был присвоен с отступлением действующей методологии присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям. По мнению агентства, действующая методология не в полной мере оценивает профиль операционных и финансовых рисков компании, созданной администрацией Санкт-Петербурга для исполнения комплекса мероприятий задачи строительства и управления стратегической городской автомагистралью. Присвоенный рейтинг в значительной степени соответствует не самостоятельному рейтингу кредитоспособности с поправками на поддержку со стороны государства и акционера, а рейтингу на паритетном с акционером уровне с поправкой на уровень значимости, исходя из оценок значимости компании для города и степени его влияния на компанию. Агентство на текущий момент оценивает условный рейтинговый класс Санкт-Петербурга, как соответствующий наивысшему ввиду высокого уровня развития экономики, умеренного уровня бюджетного дефицита, а также высокой доли налоговых и неналоговых доходов в структуре бюджета и низкой долговой нагрузки.

Значимость компании для города оценивается на очень высоком уровне. Автомагистраль является стратегически важным и значимым проектом для правительства Санкт-Петербурга Западный скоростной диаметр является одной из ключевых транспортных артерий Санкт-Петербурга, обеспечивающей связь между северно-западными, центральными и южными районами города, решающей проблему транспортной изолированности Васильевского острова от других районов Санкт-Петербурга, а также разгружающей улично-дорожную сеть центральной части города. ЗСД соединяет крупные центры деловой активности, а также мощные транспортные узлы, такие как морской Большой порт Санкт-Петербург, аэропорт «Пулково», грузовые терминалы, речные портовые комплексы, железнодорожные станции и вокзалы, обеспечивает их связи с внешними автомобильными дорогами что позволяет создать современную интермодальную систему перевозок, обеспечивающую оптимизацию технологических процессов работы различных видов транспорта и повышение надежности. Также агентство обращает внимание, что неполное исполнение обязательств по проекту может нести ощутимые репутационные последствия для города, так как проект выполняется в формате государственно-частного партнерства, и является крупнейшим подобным проектом в городе и одним из крупнейших на территории Российской Федерации.

На текущий момент финансирование расходов компании в значительной степени опирается на финансирование со стороны города. Значительная часть инвестиционной программы компании на строительство развязок и обслуживание купонов по облигациям финансируется городом путем регулярного увеличения уставного капитала через допэмиссию акций. Текущий запас невыпущенных акций позволяет проводить эмиссию в достаточно быстрые сроки по мере необходимости. Долг компании на момент рейтинговой оценки представлен пятью эмиссиями облигаций в объеме 25 млрд руб., осуществлёнными в 2011-2012 гг. для строительства первых участков автомагистрали. Гарантом по ним выступило Министерство финансов, выступающее от имени Российской Федерации.

Агентство отмечает, что существуют перспективы роста выручки проекта и получения сверхдохода (сверх установленного уровня выручки) за счет органического роста трафика, строительства новых развязок и дальнейшей интеграции ЗСД в уличную сеть, а также роста среднего чека пользователей. Структура СГЧП подразумевает разделение сверхдохода между МСС и публичным партнером в соотношении 10%/90% соответственно, что поддержит финансовые потоки компании и позволит ей в меньшей степени полагаться на финансирование со стороны города. Исходя из текущего состояния транспортной модели, компания видит возможным первое распределение сверхдохода в 2022 году. До тех пор, пока МСС не выполняет цели по сбору выручки от платы за проезд, город через компанию компенсирует партнеру недополученную выручку.

В 2020 году компания диверсифицировала портфель заимствований путем привлечения кредитной линии от Евразийского банка развития в размере до 7.5 млрд руб., включающей льготный период начисления процентов и дополнительные поддерживающие меры со стороны Санкт-Петербурга как единственного акционера в случае недостаточности средств для погашения долга. Кроме того, предполагается наличие механизма «cash sweep», в рамках которого сверхдоход приоритетно направляется на амортизацию тела кредита.

На текущий момент бюджетное финансирование компании закреплено на уровне государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» и долгосрочной целевой программы Санкт-Петербурга «Финансирование и создание в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» на 2011-2024 годы». Затраты на докапитализацию компании внесены в бюджет на основе Законов Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», однако обращает внимание, что финансирование, опирающееся на расходные обязательства бюджета может быть фактически скорректировано из-за соблюдения бюджетной дисциплины и внесения корректировок в госпрограмму, что является причиной корректировки рейтинга относительно условного рейтингового класса города.

Влияние акционера оценивается на наивысшем уровне. Город в лице комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга является собственником 100% акций компании, и согласно распоряжению о создании компании от 10.10.1997 доля города должна составлять не менее 100%, что эффективно делает приватизацию невозможной. Город осуществляет полный операционный контроль над деятельностью компании: Совет директоров компании состоит полностью из представителей Правительства Санкт-Петербурга, голосование по особо важным вопросам ведется на основании письменных директив со стороны комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга. Регулярная деятельность компании является предметом контроля со стороны Совете директоров через введенную систему ключевых показателей эффективности.

По данным отчетности АО «Западный скоростной диаметр» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2020 составляли 231.1 млрд руб., капитал – 145.4 млрд руб. Чистый убыток по итогам 2020 года составил 7.9 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Западный скоростной диаметр» был впервые опубликован 10.06.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 10.06.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 23.11.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Западный скоростной диаметр», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Западный скоростной диаметр» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Западный скоростной диаметр» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023