Рейтинговые действия, 25.02.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Воронежской области на уровне ruАА

Москва, 25 февраля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Воронежской области на уровне ruАА. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Воронежская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. Экономика области имеет диверсифицированную индустриально-аграрную структуру. Реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство) занимает более 40% общего объема экономики. Сектор непроизводственных услуг (оптовая и розничная торговля, услуги в сферах недвижимости, транспортировки и хранения, гостиниц и общепита, информации и связи, страхования) составляет почти 41%, причем, с преобладанием вида деятельности «Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов».  

Социально-экономическое положение региона оценивается агентством позитивно. Объем ВРП в 2020 году составил, по оценке региона, 1,0 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,6% ниже уровня 2019 года. Несмотря на кризисные явления, вызванные коронавирусной пандемией, в регионе наблюдается рост промышленного производства по итогам 2020 года (индекс промышленного производства составил 103,8% к уровню 2019 года), что во многом связано со спецификой региональной промышленности (крупный аграрно-индустриальный комплекс, развитый сектор предприятий, работающих по гособоронзаказу и для предприятий нефтегазодобывающей отрасли, атомная электроэнергетика).  В период жестких ограничений многие предприятия не останавливали свою деятельность. В основных отраслях промышленной специализации региона наблюдается разновекторная динамика: рост в обрабатывающих производствах (+2,2%) и в электроэнергетике (+24,3%) сопровождался спадом в добыче полезных ископаемых (-0,1%) и в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (-5,3%).

Показатели благосостояния региона характеризуются высоким уровнем, что положительно влияет на рейтинговую оценку: ВРП на душу населения по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 433,7 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы, по предварительным данным – 4,5%. Также положительно оценивается среднее отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП, которое за 3 периода составило 25,1 %. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на протяжении последних трех лет остается на довольно высоком уровне, по итогам 2020 года, по оценке региона, он составил 253,3 млрд рублей, что на 1,8% выше уровня 2019 года в действующих ценах. В 2020 году перечень особо значимых инвестиционных проектов региона пополнился шестью проектами с общим объемом инвестиций 19 млрд рублей. В области началось строительство трех крупных заводов – по производству нефтегазового оборудования ООО «РГМ-Нефть-Газ-Сервис», сельскохозяйственной техники ООО «КУН Восток» и семенного материала ООО «Танаис Семанс». На территории региона действуют ТОСЭР «Павловск», ОЭЗ ППТ «Центр», индустриальные парки «Масловский», «Бобровский», «Лискинский», «Перспектива», «Воронеж», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. На 01.01.2021, по предварительным данным, численность населения региона составила 2310,2 тыс. человек, что на 0,6% ниже, чем на 01.01.2020. Сокращение численности населения Воронежской области в последние три года происходит на фоне убыли рождаемости, в связи с вхождением в фертильный возраст женщин, родившихся в период 90-х годов ХХ века. Уровень демографической нагрузки оценивается в размере 0,786.

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета области по итогам 2020 года составила 65,6%, что на 5,2 п. п. ниже уровня 2019 года, в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 21,1% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты в 1,5 раза, ННД на 12,3%. В структуре ННД наблюдается рост по всем основным бюджетообразующим налогам. Наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (+20,4%), что связано со значительным увеличением поступлений от одного из крупнейших налогоплательщиков региона и налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+13,7%), в связи с разовым перечислением от физического лица в результате продажи им части бизнеса, уплатой налога с выплаченных дивидендов и ежегодным ростом фонда оплаты труда. По итогам 2021 года ожидается снижение поступлений по ННД на 5,8%, что обусловлено зачислением в 2020 году разовых платежей по налогу на прибыль организаций и по НДФЛ. В сопоставимых условиях (без учета разовых платежей 2020 года) ННД на 2021 год запланированы с ростом к 2020 году. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 1,7 раза) и субвенциям (в 1,5 раза). Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно низкая: доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2020 года составила 14,8% в налоговых доходах, что на 5,6 п. п. выше уровня 2019 года. Увеличение доли связано со значительным ростом поступлений налогов на прибыль организаций и на имущество организаций в результате роста налогооблагаемой базы за счет положительной курсовой разницы и ввода в конце 2019 года в промышленную эксплуатацию нового энергоблока на Нововоронежской АЭС-2.

Расходы региона за 2020 год выросли на 19,2% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 93,1 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 25,9%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал рост, который составил 3,6 п. п. В структуре расходов по итогам 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией общенациональных мер по борьбе с эпидемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным ростом расходов по здравоохранению (в 1,9 раза) в 2020 году произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 7,0 п.п. Значительное снижение доли расходов наблюдается по образованию, их удельный вес сократился на 4,9 п. п.

Региональный бюджет в 2017-2020 гг. исполнялся с профицитом, что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. Профицит составил 6,3 млрд рублей или 6,7% ННД. Исполнение бюджета в 2021 году планируется с дефицитом в размере 3,4 млрд рублей или 3,9% ННД, который будет носить технический характер, поскольку обеспечен остатками собственных средств без необходимости увеличения заимствований.  

Долговая нагрузка региона на 01.01.2021 оценивается как низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 17,7 млрд рублей, что составляет 18,7% от ННД за предшествующие 12 месяцев. В 2020 году регион снизил объем государственного долга на 9,8 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 13,9 п. п., в том числе в результате роста ННД. Долговой портфель на 01.01.2021 сформирован полностью из бюджетных кредитов. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем, внутри года погашаются более дорогие банковские кредиты. В конце года регион получил полугодовой бюджетный кредит от Минфина России на сумму 5,5 млрд рублей, в связи с чем региону удалось избежать традиционного привлечения банковских кредитов в конце года. Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,1% ННД. Регион имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, доступный запас по кредитным линиям (29,2 млрд рублей на горизонте 12 мес. после 01.01.2021).  

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 143,9 млрд рублей, объем расходов бюджета – 137,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Воронежской области был впервые опубликован 19.03.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.09.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамент финансов Воронежской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Воронежской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Воронежской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024