Рейтинговые действия, 24.02.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Татарстан на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 24 февраля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Республика Татарстан (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и занимает второе место среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году составил, по оценке республики, 2,4 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 4,0% ниже уровня 2019 года. Снижение ВРП связано с ухудшением социально-экономического положения на фоне кризисных явлений, вызванных пандемией коронавируса и снижением добычи нефти. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 2,6 трлн рублей или на 3,9% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах. Высокие значения показателей благосостояния положительно отражаются на рейтинговой оценке: по расчетам агентства, ВРП на душу населения по итогам 2020 года составил 611,8 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 3,6%, среднегодовая численность населения 3,9 млн человек. Регион один из немногих субъектов страны, где наблюдается рост численности населения – за последние 5 лет численность выросла более чем на 30 тыс. человек. Среднее отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние 3 периода оценивается на уровне порядка 23,5%. Республика отличается значительным инвестиционным потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, представленной современными индустриальными парками, технопарками и бизнес-инкубаторами. В пяти городах республики действуют территории опережающего социально-экономического развития, кроме того, функционируют две особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов, в том числе в области нефтехимии и автомобилестроения.

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета по итогам 2020 года, доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов республиканского бюджета составила 70,5%, что на 16,0 п.п. ниже, чем по итогам 2019 года. Снижение доли связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией (в 2,2 раза) и уменьшением поступлений по ННД на 17,1%. Республика попала в число тех регионов, чьи бюджеты на фоне кризисных явлений испытали наибольшее падение доходов. Основное снижение в структуре налоговых доходов произошло по налогу на прибыль организаций (-41,8%), в результате сокращения поступлений от предприятий нефтяной отрасли, нефтепереработки и нефтехимии, на фоне падения объемов добычи и снижения цен на нефть, что привело к снижению доли налога в структуре налоговых доходов (с 46,5% до 32,3%). По итогам 2021 года регион ожидает рост поступлений по налогу на прибыль организаций почти на 60,0% к уровню 2020 года, но докризисные показания по данному налогу не будут достигнуты (90,7% к уровню 2019 года). В разрезе безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по дотациям – в 22,6 раза (в 2019 году регион получил всего 1,1 млрд дотаций, в 2020 году – 25,2 млрд рублей). Риски доходной части бюджета республики, по-прежнему, связаны с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика –  ПАО «Татнефть», несмотря на сокращение поступлений от компании в 2020 году. На долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2020 году приходилось 26,7% налоговых доходов бюджета республики. В 2020 году бюджет региона сохранил социальную направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 178,6 млрд рублей, что выше 2019 года на 21,1%. Расходы региона в 2020 году выросли на 15,3% по сравнению с 2019 годом и составили 317,0 млрд рублей.

Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом, по итогам 2020 года исполнен с дефицитом в размере 23,6 млрд рублей или 11,4% ННД. Основными источниками покрытия сложившегося дефицита стали остатки средств на счетах и бюджетный кредит, привлеченный в конце года на полугодовой срок. Несмотря на бюджетный дисбаланс, профиль финансовой устойчивости региона оценивается довольно высоко, покрытие образовавшегося разрыва не оказало существенного ущерба кредитоспособности региона. По итогам 2021 года прогнозируется исполнение бюджета также с дефицитом в 7,0 млрд рублей, покрытие которого будет произведено за счет остатков средств на счетах.

Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 47,5%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 98,2 млрд рублей. Долговой портфель на 01.01.2021 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых 88,0% и государственной гарантией – 12,0%. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует низким его расходам на обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2020 году составило 0,04%. Ликвидность региона оценивается позитивно за счет высоких остатков на счетах, доступа к казначейским кредитам и незначительной долей долга к погашению на горизонте 12 месяцев с последней отчетной даты.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 293,4 млрд рублей, объем расходов – 317,0 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.09.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023