Рейтинговые действия, 19.02.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ярославской области на уровне ruВВВ+

Москва, 19 февраля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ярославской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Ярославская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. Область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.

Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году составил, по оценке области, 578,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,2% ниже уровня 2019 года. Снижение обусловлено не только в результате понижения темпа прироста в промышленности области, но и в силу существенного снижения в отраслях, наиболее пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (образование, культура, социальные услуги). По итогам 2021 при реализации благоприятного сценария развития экономики года планируется рост ВРП на 1,7% в сопоставимых ценах до 636,6 млрд рублей.

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 463,1 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает высокий среднегодовой уровень безработицы, высокий коэффициент демографической нагрузки, отрицательная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. По итогам 2020 года среднегодовой уровень безработицы оценивается на уровне 8,5%, что на 3,1 п.п. выше уровня 2019 года. Коэффициент демографической нагрузки оценивается в размере 0,798. На 01.01.2021 численность населения региона, по предварительной оценке, составила 1245,2 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось более чем на 15 тыс. человек. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения области обусловлены существенным сокращением притока мигрантов и ускорившимся процессом снижения рождаемости. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года, по предварительной оценке, составляет порядка 13,8%.  На территории региона действуют три территории опережающего социально-экономического развития – «ТУТАЕВ», «ГАВРИЛОВ-ЯМ», «РОСТОВ».

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета.  Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах областного бюджета по итогам 2020 года составила 70,6%, что на 12,0 п.п. ниже уровня 2019 года, в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 20,0% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты из федерального бюджета в 2,1 раза, ННД – на 2,6%. Положительную динамику ННД поддерживает увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+6,9%), акцизам (+17,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+6,4%). Снижение поступлений наблюдается по налогу на прибыль организаций (-8,9%) и налогу на имущество организаций (-2,4%). По налогу на прибыль организаций снижение обусловлено уменьшением платежей в бюджет ряда крупных компаний региона, а также организаций, входящих в состав консолидированных групп налогоплательщиков. Кроме того, в результате увеличения расходов на создание резервов и предоставление налоговых каникул по кредитам, сократили платежи организации банковского сектора. По налогу на имущество организаций сокращение связано с изменениями федерального и регионального налогового законодательства, в том числе предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции отраслях. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по дотациям (в 3,6 раза), и субсидиям (в 2,5 раза). Рост обусловлен увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне: на долю крупнейшего налогоплательщика Филиал ООО «ПК «Балтика» – «Пивзавод «Ярпиво» приходится 11,1% в налоговых доходах, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона зависит от финансового состояния компании.

Расходы региона в 2020 году выросли на 21,2% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 56,4 млрд рублей, что выше 2019 года на 21,8%. Удельный вес данных расходов в общих расходах областного бюджета составил 66,6% и показал незначительный рост на 0,3 п.п. В 2020 году на фоне коронакризиса произошли изменения в структуре расходов. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,4 п.п. Значительное снижение доли наблюдается по образованию, его удельный вес сократился на 2,6 п.п. Гибкость расходов оценивается положительно, доля капитальных вложений в расходах по итогам 2020 года составила 12,2%.

Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2020 года дефицит бюджета составил 1,9 млрд рублей или 3,2% ННД. Источниками покрытия дефицита стали облигационные займы и бюджетный кредит, привлеченный в конце года на полугодовой срок. Параметры бюджета на 2021 год сформированы также с дефицитом в размере 5,9 млрд рублей. Основным источником финансирования дефицита областного бюджета в текущем году будут средства от размещения государственных облигаций Ярославской области и банковские кредиты.

Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на умеренно низком уровне, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 67,8% (на 1,9 п.п. выше, чем на 01.01.2020), совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 39,6 млрд рублей (на 5,6% выше, чем на 01.01.2020). Долговой портфель на начало года был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составила 57%, бюджетных кредитов – 40%, банковских кредитов – 3%. В последние годы регион взял курс на удлинение долгового портфеля, у субъекта в обращении имеется пять облигационных займов на сумму 22,7 млрд рублей с погашением в 2023-2027 гг. Преобладание в долговом портфеле рыночного долга способствует умеренно высоким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 3,5%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев погашению подлежит 9,2% совокупного долга. Регион имеют открытые кредитные линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 82,7 млрд рублей, объем расходов бюджета – 84,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.08.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024

"Эксперт РА": рост доходов регионов отстает от темпов увеличения расходов

Ведомости

К концу года бюджеты субъектов могут перейти к дефициту при долговой нагрузке в 21%
29.11.2024

Татьяна Тирских на РБК ТВ об экономике российских регионов (Ростовская и Тамбовская области и Республика Коми)

Руководитель отдела региональных и суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 6 ноября 2024 года 07.11.2024

НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024