Москва, 19 февраля 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности города Красноярска до уровня ruА, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у города действовал рейтинг на уровне ruА- со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено высоким уровнем бюджетных показателей, эффективным управлением долговым портфелем, устойчивостью долговой нагрузки и ликвидности, а также ожиданиями агентства по сохранению положительной динамики в отношении бюджетных и долговых метрик.
Красноярск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет». Город характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров и выполненных работ по итогам 2020 года (далее – отчетный год) составил 723,5 млрд рублей, продемонстрировав рост к уровню 2019 года почти на 34,9 млрд рублей. В структуре совокупных отгруженных товаров и услуг металлургическое производство формирует порядка 36,5%. Представленная умеренная концентрация повышает подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров. Для города характерны высокая численности населения – 1094 тыс. чел., средняя заработная плата составила за отчетный год 49,1 тыс. рублей. Коронавирусная пандемия отразилась на экономической ситуации города, в том числе затронула сферу занятости – уровень безработицы составил рекордные 4,1%. Значение показателя не превышало 0,4% с 2017 года.
По итогам 2020 года налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) в структуре доходов бюджета города занимают 43,6%. План по поступлениям ННД по итогам 2020 года был исполнен на 96,6%.На поступления отчетного года оказали влияние экономические условия, складывающиеся в период распространения новой коронавирусной инфекции (падение цены на нефть, волатильность на финансовых рынках, уменьшение объемов грузовых и пассажирских перевозок). Тем не менее год к году объем ННД вырос на 6%, который был поддержан увеличением налога на прибыль организаций и НДФЛ на 76,7% и 9,2% соответственно. Существенный рост поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлен увеличением с 2020 года норматива отчислений в бюджет города с 5 до 10%, по НДФЛ – в связи с ростом фонда заработной платы (около 7% за отчетный год). Другие бюджетоформирующие налоги – ЕНВД, налог на имущество физических лиц и земельный налог – сократились на 25%, 13,7% и 12,8% соответственно. Местные органы власти оказали меры поддержки бизнесу в виде снижения ставок по ЕНВД, что нашло отражение в сокращении объемов пополнения бюджета города. По налогу на имущество физических лиц было произведено снижение начислений и поступлений в связи с исчислением налога с 2019 года от кадастровой стоимости с учетом вычетов и применением понижающего коэффициента 0,2 по отдельным объектам недвижимого имущества. По земельному налогу в результате возврата налога, уплаченного в предыдущие налоговые периоды в связи с пересмотром кадастровой стоимости земельных участков и установлением ее в размере рыночной, было зафиксировано снижение поступлений. Совокупные доходы муниципалитета за отчетный год выросли на 8,9%, что было поддержано увеличившейся поддержкой от краевого бюджета. В частности, город получил 3 млрд рублей дотаций на повышение финансовой устойчивости местного бюджета, иные межбюджетные трансферты выросли в 1,8 раза, что было связано с выделением средств на дорожное строительство. По итогам 2020 года расходные обязательства города выросли на 2,2%. В структуре расходов города преобладает социальная направленность – 65,3% совокупных расходов. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры и кинематографии, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 23,2 млрд рублей, что меньше аналогичного уровня 2019 года на 5,4%. Таким образом муниципалитет завершил год с профицитом в 12,4% ННД, против дефицитного исполнения бюджета в 1,7% ННД годом ранее.
Долговая нагрузка оценивается на умеренно низком уровне. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 63,7%, совокупные обязательства – 10,4 млрд рублей. За отчетный год объем обязательств сократился на 1,5 млрд рублей и согласно прогнозам города продолжит снижение в текущем году. Помимо сокращения долга город оптимизировал структуру долгового портфеля – в конце года был размещен облигационный выпуск на 3,0 млрд рублей со сроком обращения 5 лет, что позволило удлинить долг и заместить короткие и более дорогие коммерческие кредиты. Около 71,1% долговых обязательств предоставлены коммерческими кредитами, крупнейшим кредитором является ПАО Сбербанк с долей 32,7%. Риски рефинансирования долга минимизированы – в следующие 12 месяцев от 01.01.2021 к погашению подлежит всего 7,2% долгового портфеля.
Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 37,5 млрд рублей, объем расходов бюджета – 35,5 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг города Красноярска был впервые опубликован 21.02.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 21.08.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация города Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Красноярску дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.