Москва, 18 февраля 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ямало-Ненецкого автономного округа на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее – ЯНАО, регион, округ) – субъект Российской Федерации, который относится к районам Крайнего Севера и входит в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 769,3 тыс. кв. км, административный центр – г. Салехард. ЯНАО представляет собой опорную зону развития Арктической зоны РФ, предназначение которой состоит в реализации транзитного потенциала, развитии промышленной и транспортной инфраструктуры, в том числе Северного морского пути. Экономика округа представлена как промышленным производством и строительством, так и торговлей, транспортом и связью. Ведущими отраслями промышленности выступают добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, а также производство электроэнергии, газа и воды. В свою очередь, добыча нефти и газа является крупнейшей отраслью в структуре ВРП округа. Регион занимает ведущее место в РФ по запасам природного газа (60%) и нефти (14%). Тем не менее, сырьевые преимущества региона и высокая концентрация экономики на одной отрасли несут в себе риски, связанные с зависимостью от волатильности цен на рынке углеводородов, что находит отражение в финансовом положении региона и оказывает влияние на доходную часть бюджета. На финансовых результатах региона сказался умеренный спад промышленного производства за отчетный год на 1%. Так, добыча полезных ископаемых сократилась на 1,2%, в частности добыча сырой нефти и природного газа упала на 1,1%. Обрабатывающие производства увеличили выпуск на 1,1%. Добыча природного газа за отчетный год сократилась на 7,7% год к году, а объем добычи нефти ямальскими нефтедобывающими предприятиями увеличился на 4,2%. Несмотря на сложную ситуацию на энергетических рынках, в ЯНАО планируется рост добычи и реализация новых проектов в 2021 году.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2020 год (далее – отчетный год), по оценке округа, составил 2,8 трлн рублей. В результате негативного влияния на экономику региона пандемии коронавируса снижение показателя за отчетный год составило около 438 млрд рублей. Также агентство отмечает высокий уровень показателя ВРП на душу населения, который, по расчетам агентства, составил 5,1 млн рублей. Социально-экономическое положение региона оценивается агентством позитивно. Несмотря на незначительный прирост, в округе традиционно отмечается низкий уровень безработицы (по МОТ), составивший за 2020 год 2,4%. На 01.01.2021 численность населения региона, по предварительным данным, составила 546,7 тыс. человек. За последние три года население выросло на 1,5%. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составляет порядка 30,5%. Вопреки сложному году объем инвестиций, по оценке региона, вырос за год на 6,0%.
ЯНАО характеризуется высокой бюджетной обеспеченностью – по итогам 2020 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета округа составила 90,8%. Основными бюджетообразующими доходами являются налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и налог на доходы физических лиц. Агентство отмечает сохранение рисков налоговой базы, связанных с высокой концентрацией поступлений от крупнейшего налогоплательщика ПАО «Газпром», обеспечившего в 2020 году 23,2% налоговых доходов бюджета.
Негативное влияние изменения конъюнктуры на мировых рынках углеводородов и распространение новой коронавирусной инфекции отразилось на исполнении бюджета региона – поступление налоговых и неналоговых доходов за отчетный год сократилось на 18,2%. Наибольшее падение поступлений зафиксировано по налогу на прибыль организаций – на 45,7%, что было частично нивелировано увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц на 13,1% и налогу на имущество организаций на 2,1%. Совокупные доходы округа сократились на 13,7%, хоть и были поддержаны ростом безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы почти в 2 раза. Расходные обязательства увеличились на 17,7% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 105,3 млрд рублей, что выше 2019 года на 24,3%. Высокая доля капитальных расходов в совокупных расходах региона (33,3% за 2020 год) большая часть которых финансируется за счет регионального бюджета, оказывает позитивное влияние на гибкость бюджетной системы.
За период 2017-2019 гг. бюджет ЯНАО исполнялся с профицитом более 10% ННД. Окружной бюджет по итогам 2020 года был исполнен с дефицитом в 37,7 млрд рублей или 20,5% ННД, который был профинансирован за счет остатков средств на счетах и накопленной ликвидностью. Сейчас регион ожидает, что бюджет по итогам 2021 года также будет исполнен с дефицитом в объеме около 54,8 млрд рублей.
Долговая нагрузка региона остается на низком уровне – на 01.01.2021 отношение долга к ННД за 2020 год составило 5,4%. Долговой портфель на начало года составлял 10 млрд рублей, 69,5% которого были сформированы за счет облигационных займов. У региона в обращении имеется три облигационных займа. В течение отчетного года по двум выпускам регион произвел выплату амортизационной части долга, что позволило сократить совокупный объем обязательств на 6,4 млрд рублей. В текущем году регион планирует вернуться с размещением эмиссии на облигационном рынке для покрытия бюджетного дисбаланса. Расходы на обслуживание долга остаются на низком уровне и составили всего 0,7% ННД за отчетный год.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года 202 млрд рублей, объем расходов – 239,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа был впервые опубликован 15.09.2016. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.08.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, кредитный рейтинг является незапрошенным. Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ямало-Ненецкому автономному округу дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.