Рейтинговые действия, 11.02.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Кировской области на уровне ruВВВ+ и изменил прогноз на стабильный

Москва, 11 февраля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Кировской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено тем, что на фоне кризисных явлений вызванных коронавирусной инфекцией ожидаемое ухудшение показателей финансовой устойчивости региона по итогам 2020 года не последовало. Регион продемонстрировал улучшение ряда финансовых показателей после их существенного ухудшения в первой половине 2020 года.

Кировская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика области несырьевая, но с существенным вкладом видов деятельности, связанных с использованием естественных природных ресурсов (агропромышленный и лесопромышленный комплексы). В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: химическое производство, машиностроение, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году составил, по оценке, 346,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2,4% ниже уровня 2019 года. В 2020 году наблюдался незначительный рост промышленного производства по сравнению с 2019 годом (индекс промышленного производства в 2020 году, по данным региона, составил 100,1% к 2019 году). Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно низкий уровень ВРП на душу населения, негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. ВРП на душу населения по итогам 2020 года, по оценке, составил 275,5 тыс. рублей. На 01.01.2021, по предварительным данным, численность населения региона составила 1251,8 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось более чем на 50 тыс. человек. Сокращение численности населения происходит на фоне снижения коэффициента рождаемости и высокого коэффициента смертности, миграционной убыли населения региона, особенно молодого возраста. Миграционный отток населения возрастает более чем на 1% ежегодно. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021, по предварительным данным, составил 0,904, что существенно выше среднероссийского показателя. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год, по оценке, составил 53,0 млрд рублей, что на 17,8% ниже уровня 2019 года в действующих ценах. Снижение связано с завершением реализации на территории региона крупного инвестиционного проекта ОАО «РЖД» (общей стоимостью более 8 млрд рублей) и частичным перераспределением финансовых средств предприятий на обеспечение социальных обязательств и поддержание жизнеспособности организаций на фоне неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составляет порядка 16,8%. В целях повышения инвестиционной привлекательности на территории области созданы и действуют две территории опережающего социально-экономического развития «Вятские Поляны» и «Белая Холуница», индустриальные парки. По итогам 2020 года, по предварительным данным, среднегодовой уровень безработицы составил 5,3%, что на 0,5 п.п. выше уровня 2019 года. Наибольший рост безработицы отмечен в сферах гостиниц и предприятий общественного питания (в 5,5 раза), оптовой и розничной торговли (в 4,1 раза), культуры, спорта, организации досуга и развлечений (в 3,7 раза).

Агентство отмечает высокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета области по итогам 2020 года составила 47,8%, что на 8,8 п.п. ниже уровня 2019 года, в связи с увеличением финансовой помощи из федерального бюджета на поддержку экономики и борьбу с коронавирусной инфекцией и ее последствиями. По состоянию на 01.01.2021 доходы бюджета региона выросли на 17,6% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе трансферты в 1,4 раза, а ННД продемонстрировали незначительное снижение на 0,6%. В структуре налоговых доходов почти все бюджетообразующие налоги показали рост, кроме налога на прибыль организаций, поступления по нему сократились на 29,1%, что связано с сокращением прибыли предприятий в связи с простоем из-за коронавирусной пандемии и перечислением в апреле 2019 года значительной суммы налога крупнейшим налогоплательщиком в результате получения внереализационных доходов от курсовых разниц. В 2021 году регион прогнозирует по данному налогу рост на 12,6% по сравнению с 2020 годом, но уровень 2019 и 2018 годов не будет достигнут и поступления по налогу составят всего 79,9% и 92,2% от поступлений в 2019 и 2018 годах соответственно, что связано с влиянием последствий пандемии коронавируса, а значительная разница с результатами 2019 года еще обусловлена с его «высокой» базой. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 1,5 раза) и субвенциям (в 1,5 раза). Это связано с увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. Структура налоговых доходов в 2020 году изменилась по сравнению со структурой 2019 года. В структуре налоговых доходов по итогам 2020 года наибольшую долю занимают налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 41,5% и акцизы – 19,5%, тогда как в 2019 году наибольшую долю занимали НДФЛ и налог на прибыль организаций. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля 10 крупнейших налогоплательщиков формирует 12,3% в налоговых доходах.

Расходы региона в 2020 году выросли на 20,6% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность (65,5% всех расходов), наибольшую долю занимают расходы на образование (21,8% от общего объема расходов) и социальную политику (32,0%). Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал рост, который составил 2,0 п.п. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 45,7 млрд рублей, что выше 2019 года на 24,3%. В структуре расходов по итогам 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с борьбой с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов на здравоохранение (в 2,2 раза) и социальную политику (в 1,3 раза) в 2020 году произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 4,4 п.п. и 1,9 п.п. соответственно. Значительное снижение доли наблюдается по образованию, удельный вес сократился на 4,4 п.п. В 2020 году произошло уменьшение капитальных расходов почти в 2 раза по сравнению с 2019 годом, что обусловлено снижением поступлений целевых средств из федерального бюджета на строительство образовательных организаций, а также в результате уменьшения средств, предусмотренных на строительство объектов дорожного хозяйства.

Региональный бюджет последние четыре года исполнялся с профицитом. В 2020 году профицит составил 0,3 млрд рублей или 0,8% ННД. Принятый на 2021 год бюджет предполагает дефицитное исполнение в размере 1,1 млрд рублей или 3,2% ННД. Источником финансирования дефицита в 2021 году будут являться остатки средств на едином счете бюджета и кредиты кредитных организаций.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2021 оценивается как умеренно высокая: совокупный объем долгового портфеля составил 24,3 млрд рублей, что составляет 72,6% от ННД за предшествующие 12 месяцев. Объем государственного долга по итогам 2020 года остался на уровне 2019 года, долговая нагрузка увеличилась на 0,4 п.п., что связано со снижением поступлений по ННД. Сохранение объема долга стало возможным благодаря ряду федеральных мер поддержки субъектов РФ, в том числе – освобождения региональных бюджетов от погашения в 2020 году реструктурированных федеральных кредитов, а также предоставления нового бюджетного кредита в сумме 3,0 млрд рублей в конце года на полугодовой срок. За 2020 год структура долга существенно не изменилась. Долговой портфель сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 74,0% и банковских кредитов – 26,0%. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует умеренно низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,6%. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев от 01.01.2021 погашению подлежит 18,1% совокупного долга. Пик рефинансирования придется на 3 квартал 2021 года, когда будет необходимо погашать бюджетный кредит. Положительная кредитная история позволяет региону осуществлять работу по досрочному рефинансированию банковских кредитов. В 2020 году весь объем банковских кредитов был досрочно рефинансирован, процентные ставки были снижены с 6,6-7,75% до 5,25% годовых.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года, составил 70,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 69,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Кировской области был впервые опубликован 06.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.08.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Кировской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Кировской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Кировской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024