Рейтинговые действия, 22.12.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании Globaltrans Investment на уровне ruАA+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 22 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Globaltrans Investment на уровне ruАA+. Прогноз по рейтингу стабильный.

Globaltrans Investment Plc (далее – компания, Globaltrans) – головная компания группы Globaltrans, одной из ведущих групп, работающих на рынке грузовых железнодорожных перевозок на территории РФ, стран СНГ и Балтии. По состоянию на 30.06.2021 парк подвижного состава компании (с учетом арендованного парка) составлял чуть более 72 тыс единиц техники и был представлен преимущественно полувагонами для перевозки насыпных грузов (65% парка) и цистернами для нефтепродуктов и нефти (26%).

Агентство продолжает оценивать устойчивость к внешним шокам отрасли присутствия как умеренную ввиду зависимости от текущего состояния и конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, на которых работают клиенты Globaltrans – крупнейшие российские сырьевые экспортеры. Дополнительную устойчивость компании дает диверсифицированная база перевозимых грузов, сетевые масштабы компании, что сглаживает зависимость от конъюнктуры в отдельных отраслях. При этом, наличие долгосрочных контрактов обеспечивает устойчивость операционных денежных потоков даже при негативных рыночных условиях. Барьеры для входа в отрасль оцениваются как умеренно высокие, учитывая значительные масштабы бизнеса группы и необходимости наличия существенного размера компетенций.

Бизнес-профиль группы характеризуется высокими рыночными и конкурентными позициями. Компания остается одним из лидеров на рынке частных железнодорожных перевозок в РФ, занимая долю рынка около 6%. За 6 месяцев 2021 года грузооборот группы снизился на 4% до 70,7 млрд т-км по сравнению с 1пг. 2020, объем погрузки составил 42,3 млн тонн грузов. Состав грузовой базы сохраняется с преимуществом металлургических грузов (42% грузооборота за 1пг 2021), угля (32%) и нефтепродуктами и нефтью (13%).

Клиентская база компании обладает небольшой концентрацией, по итогам 1 пг 2021 года в структуре выручки, очищенной от проходящего через компанию груженого инфраструктурного железнодорожного тарифа РЖД, крупнейшим клиентом по-прежнему является группа Роснефть (ruAAA, стаб.) с долей 29%. При этом контрактная база характеризуется как стабильная и долгосрочная. Топ-5 клиентов, формирующих исторически более 60% выручки, не меняется: Роснефть, Металлоинвест, ММК, Газпромнефть и Евраз. С первыми тремя из них (около 50% чистой выручки) у компании действуют сервисные контракты, в частности, по договорам с Металлоинвестом и ММК прописаны твердые обязательства компании по перевозке минимум 50% и 70%, соответственно, используемой и производимой продукции, что положительно сказывается на прогнозируемости объемов перевозок и денежных потоков. Аналогично Globaltrans поддерживает контракты с ТМК (ruA+, стаб.) и ЧТПЗ (ruA+, стаб.), подразумевающие минимум 70% потребностей в железнодорожных перевозках. Специфика расположения клиентских добывающих и перерабатывающих комплексов и значительный опыт диспетчеризации большого парка позволяет компании более гибко управлять логистикой полувагонов, организуя более сложные кольцевые маршруты, что положительно отражается на операционных характеристиках компании – коэффициент порожнего пробега полувагонов, рассчитанный как отношение порожнего к общему пробегу, составил 31%, что по-прежнему является одним из самых низких показателей в секторе. Агентство отмечает дополнительное конкурентное преимущество Globaltrans в наличии собственного парка магистральных локомотивов (71 единица техники на 30.06.2021), обслуживающих перевозки нефтепродуктов и нефти и позволяющих компании улучшать оборачиваемость парка. Агентство оценивает износ фонда основных средств как умеренный – средний возраст полувагона составляет 12,4 года, цистерн – 16,4 лет.

Несмотря на давление слабой ценовой конъюнктуры на рынке полувагонов, которая наблюдалась в 1 пг. 2021 года рентабельность компании продолжает оценивается как высокая. За период 30.06.2020-30.06.2021 (далее – отчетный период) показатель EBITDA margin снизился на 9 п.п. до 43%. Однако на горизонте следующих 2 лет от 30.06.2021 (далее – отчетная дата) в среднем показатель EBITDA margin восстановится до средних значений в размере 50% благодаря начинающему циклическому развороту рынка полувагонов на фоне роста объемов погрузки насыпных грузов, в т.ч. из-за благоприятного ценового тренда. Агентство отмечает, что Globaltrans успешно продлила сервисные контракты с крупнейшими клиентами: Роснефть – до конца марта 2026 года, ММК – до конца сентября 2024 года. В расчетах рентабельности выручка корректируется на величину груженого инфраструктурного железнодорожного тарифа РЖД, оплачиваемого клиентами через компанию, и услуги соисполнителей, перевыставляемых конечным клиентам.

Компания продолжает поддерживать размер долга на низком уровне. На отчетную дату отношение долга к EBITDA LTM по расчетам агентства составило 1,6х, что оценивается агентством позитивно. Процентная нагрузка в терминах отношения EBITDA к процентам к уплате за отчетный период снизилась до 9x из-за снижения EBITDA благодаря слабой ценовой конъюнктуре в сегменте полувагонов в первом полугодии 2021 года. График погашения оценивается как комфортный, более 30% обязательств запланированы к погашению в течение следующих 12 месяцев. Агентство отмечает значительный размер невыбранных кредитных линий, сопоставимых с долгом Globaltrans, а также наличие широких возможностей по привлечению средств на публичном долговом рынке. Компания по-прежнему не подвержена валютным рискам ввиду отсутствия валютного долга и валютных операций.

Группа характеризуется умеренно высоким уровнем прогнозной ликвидности: планомерные увеличивающиеся инвестиционные затраты, процентные платежи, предстоящие погашения покрываются сильным операционным потоком, доступными денежными средствами.  Агентство ожидает, что при сохранении в целом благоприятной ситуации на рынке компания сохранит достаточно высокий объем дивидендных выплат, но также учитывает последовательную реализацию финансовой и дивидендных политик и взаимосвязь возможных средств к распределению с текущими рыночными условиями заимствований. 

Блок корпоративных рисков оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. В группе действует Совет Директоров, при котором работают четыре профильных комитета. Агентство отмечает, что в Совете Директоров присутствуют независимые директора, что обеспечивает эффективность работы. Система риск-менеджмента оценивается позитивно. Стратегическое планирование и информационная прозрачность, по-прежнему оцениваются агентством на высоком уровне.

По данным консолидированной отчетности Globaltrans Investment Plc по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2021 составляли 98,7 млрд руб., капитал – 51 млрд руб. Выручка по итогам первого полугодия 2021 года составила 32 млрд руб., чистая прибыль – 4,2 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Globaltrans Investment Plc был впервые опубликован 26.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.12.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям   https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Globaltrans Investment Plc, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Globaltrans Investment Plc принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Globaltrans Investment Plc дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Серое золото: почему алюминий рекордно дорог

Известия

За последние три месяца цены на алюминий подскочили почти на четверть, вновь приблизившись к историческим максимумам. На Лондонской бирже цена тонны алюминия достигла $3100 за 1 т. Это лишь немного не дотягивает до рекордных показателей, установленных в 2008 году. Рост цен на важнейший промышленный металл в целом совпадает с общим «суперциклом» сырья в последние год-полтора, но имеет и некоторые особенности, например проблему дефицита электроэнергии. Тем не менее в отличие от ситуации с литием и медью есть шанс, что алюминий удастся стабилизировать на нынешних высоких уровнях, чему поспособствуют в том числе новые металлургические проекты в России. Подробности — в материале «Известий».
07.02.2022

Перед барьером: что мешает развиваться российскому агросектору

Известия

Сельскохозяйственная отрасль в России является активно развивающейся, и в нее имеет смысл инвестировать, несмотря на то что комбинация роста цен на расходные материалы, экспортных пошлин и ограничения цен заметно снизила рентабельность фермеров и агропредприятий.
12.11.2021

Вебинар "Виды на урожай: настоящее и будущее продовольственного рынка", 10 ноября 2021 года

Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию АО "Эксперт РА" и Анна Кертанова, младший директор по корпоративным рейтингам АО "Эксперт РА" вместе со специальным гостем Алексеем Зайцевым, директором по стратегическому развитию "Дон Агро" обсудили состояние дел в аграрном секторе и продовольственной рознице, а также урожай 2021 и перспективы развития отрасли. 10.11.2021

Всеобщее удобрение: рискует ли Россия потерять урожай-2022

Известия

Как решить проблему с поставками удобрений для российских фермеров и агрофирм в условиях глобального дефицита
02.11.2021

Бизнесмены назвали самую популярную технику для лизинга

Прайм

МОСКВА, 13 окт — ПРАЙМ. Наибольшим спросом среди клиентов российских лизинговых компаний с начала года по-прежнему пользуется автотехника, хотя оживление наблюдается и в железнодорожной сфере, свидетельствует исследование, проведённое РИА Новости среди лизингодателей РФ.
13.10.2021