Рейтинговые действия, 17.12.2021

«Эксперт РА» понизил рейтинг Центральной пригородной пассажирской компании до уровня ruBBB+ и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 17 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Центральная пригородная пассажирская компания» до уровня ruBBB+ и изменило прогноз на стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruA- с негативным прогнозом.

Понижение рейтинга обусловлено ухудшением финансового профиля компании, связанного как с ростом объема капитализированного лизинга, так и привлечением банковских кредитов для покрытия кассовых разрывов, ожиданием значительно более медленного восстановления пассажирского трафика и недостаточно быстрыми компенсациями выпадающих доходов субсидиями. Установление стабильного прогноза означает, что текущий набор негативных оценок факторов финансового профиля компании описывает сложное, но стабилизировавшееся состояние компании, и гипотетическое их дальнейшее ухудшение, скорее всего, не окажет существенного давления на рейтинговую оценку при неизменном операционном профиле и внешней поддержке.

АО «Центральная ППК» (ЦППК) – крупнейший перевозчик среди пригородных пассажирских компаний РФ, осуществляющий более 90% всех пригородных перевозок на Московском железнодорожном узле, и более 60% — в России. В 2020 году электропоезда компании перевезли 444.5 млн пассажиров (в 2019 – 581 млн). ЦППК — перевозчик первых двух линий Московских центральных диаметров (МЦД): «Белорусско-Савеловский» и «Курско-Рижский».

Агентство положительно оценивает сегмент бизнес-рисков компании, преимущественно долгосрочность контрактной базы и фактически монопольный статус компании как перевозчика. Основная деятельность компании осуществляется на основе заключаемых с регионами-заказчиками долгосрочных договоров на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении, которые определяют маршрутную сеть и расписание движения поездов. Тарифы на проезд для пассажиров при этом устанавливаются органами власти субъекта-заказчика исходя из баланса соответствующей себестоимости перевозок ЦППК и объема субсидирования пригородных перевозок со стороны субъекта. Регулирование тарифов, однако, позволяет компании пользоваться долгосрочным поправочным коэффициентом в размере 0.01 в отношении затрат на железнодорожную инфраструктуру, предоставляемую ОАО РЖД (ruAAA, стаб.). Также в отношении компаний отрасли была закреплена льготная ставка НДС в размере 0% до 2030 года. Отвечая на требования лизинговых компаний, предоставляющих подвижной состав, компания ведёт переговоры о заключении дополнительного соглашения для продления срока договора транспортного обслуживания с Москвой и Московской областью, который может увеличить срок с 15 до 30 лет.

Несмотря на фактическую концентрацию деятельности ЦППК на территории города Москвы и Московской области – на которые приходится более 90% выручки от перевозочной деятельности за 2020 год – агентством позитивно оценивается география деятельности компании, так как на г. Москву и Московскую область приходится основная часть платежеспособного спроса на пригородное сообщение в РФ. Эти же субъекты являются немногими из тех субъектов, кто в полной мере компенсирует деятельность компании согласно обязательствам по договорам транспортного обслуживания, при этом агентство отмечает определенное улучшение платежной дисциплины субъектов в последние годы. Тариф в Московском транспортном узле (МТУ), основной зоне присутствия, имеет историю последовательной индексации, однако график его пересмотра не закреплен. Агентство по-прежнему отмечает риск в недостаточных темпах расширения пропускной способности инфраструктуры, преимущественно главных путей на основных направлениях, который проявлялся ранее в виде изменений расписания при запуске первых линий МЦД.

В первой половине 2020 года компания столкнулась с беспрецедентным сокращением бизнеса, связанным с жесткими условиями локдауна в Москве и Московской области в марте – июне в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией, который привел практически к полному сокращению маятниковой трудовой миграции между Москвой и агломерацией, которая является основным источником пассажиропотока ЦППК. Падение пассажиропотока непосредственным образом сказалось на выручке компании, снизившейся на 34% к первому полугодию 2019 года. Несмотря на введение ограничений, расписание не пересматривалось, и компания совершала полный объем транспортной работы, что привело к существенным убыткам по итогам полугодия. Реализация такого риска привела к возможности получения ЦППК дополнительных субсидий на покрытие понесенных экономически обоснованных затрат. Несмотря на то, что компания успешно получила компенсации по итогам 2020 года, агентство обращает внимание, что они были выплачены со значительным сдвигом сроков по сравнению с первоначальными, что потребовало привлечения компанией дополнительного оборотного банковского финансирования. Агентство обращает внимание, что на текущий момент оперативное привлечение компанией новых кредитов при возникновении необходимости на комфортных условиях может быть ограничено, так как она нарушает действующие ковенанты по кредитам.

Агентство сохраняет ранее действующий фактор поддержки со стороны государства на фоне сохранения доли в компании Московской области (14.5%) и важность компании для поддержания устойчивой транспортной связи внутри Московской агломерации, а также растущую долю получаемых субсидий в структуре выручки компании.

С 2019 года ЦППК начала осуществлять перевозку на 2 участках Московских центральных диаметров, обеспечив для этого получение в лизинг 39 электропоездов ЭГ2Тв «Иволга» первого и второго поколения производства группы «Трансмашхолдинг» (ruAA, стаб.), в дополнение к ранее покупавшимся поездам серии ЭП2Д для замещения парка РЖД. Агентство предполагает, что компания продолжит расширять собственный парк ЭГ2Тв для обеспечения движения на новых диаметрах МЦД и ЭП2Д (и в перспективе ЭП4Д) для прочих маршрутов. Несмотря на то, что получение нового подвижного состава способствует росту долговой нагрузки и финансовых расходов, в частности, агентство ожидает, что ЦППК будет получать полную компенсацию обоснованных затрат в рамках действующего соглашения о транспортном обслуживании населения, между ЦППК, г. Москва и Московской областью через тариф или субсидии. На текущий момент, учитывая достаточно медленное восстановление пассажиропотока на исторических направлениях, компания предполагает, что основной рост трафика будет обеспечен именно проектами МЦД за счет перетока с автобусных маршрутов и личного автотранспорта. Запуск новых проектов, при этом, скажется на рентабельности компании, так как часть затрат на обновление пассажирских обустройств относится к некапитализируемым операционным расходам.

Деятельность компании в последний период характеризуется повышенными рисками, которые вызваны ростом расходов на лизинговые платежи на фоне нестабильной дисциплины компенсации расходов со стороны субъектов Российской Федерации. В последние годы ОАО РЖД прекращает закупать новый подвижной состав и постепенно списывает сдаваемые в аренду ЦППК устаревающие составы. Выбытие поездов РЖД замещается приобретением подвижного состава посредством заключения договоров финансового лизинга, платежи по которым превышают арендные платежи в пользу РЖД. Замещение подвижного состава РЖД более дорогостоящим лизингом, расходы по которому капитализируются агентством для расчётных целей, приводит к кратному росту долговой нагрузки, что выразилось в опережении долгового обременения над ростом показателя EBITDA с восстановленными затратами на лизинг (EBITDAR). Агентство не ожидает продолжительной убыточной деятельности Центральной ППК, поскольку тарифы и компенсации по методологии ФАС предусматривают ведение деятельности компании с нормативным уровнем рентабельности на уровне 1%.

Для целей оценки показателей долговой нагрузки агентство учитывало в структуре долга капитализированный лизинг в размере порядка 120 млрд руб., учитывая приведенную стоимость лизинговых платежей, исходя из текущей конфигурации уже заключенных лизинговых контрактов. Агентство, исходя из предпосылок компании предполагает, что по итогам 2021 года, который завершится в более негативном финансовом ключе, нежели чем ранее предполагала компания, совокупная долговая нагрузка в терминах соотношения долга к EBITDAR превысит 8. Метрики будут оставаться негативными на фоне новых лизинговых контрактов, опережающего рост EBITDAR относительно объема капитализированного лизинга и низкой рентабельности в терминах чистой прибыли. Уровень прогнозной ликвидности находится на умеренном уровне, учитывая сравнительно невысокий уровень необходимых капитальных затрат вне приобретения нового подвижного состава. Операционная рентабельность в терминах маржи по EBITDAR оценивается на высоком уровне.

Агентство сдержанно оценивает блок корпоративных рисков, обращая внимание на отдельные недостатки в организации корпоративного управления, по мнению агентства, и недостаточное раскрытие информации: компания не готовит промежуточную отчетность по стандартам МСФО и недостаточно часто публикует операционную статистику, раскрывая подробные данные по перевозкам только в годовом отчете.

По данным отчетности АО «Центральная ППК» по стандартам РСБУ активы компании на 30.06.2021 составляли 37.1 млрд руб., капитал – 7.6 млрд руб. Выручка по итогам 1 пг. 2021 года составила 25.5 млрд руб., чистый убыток – 1.1 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Центральная ППК» был впервые опубликован 24.08.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.12.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Центральная ППК», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Центральная ППК» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Центральная ППК» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023