Рейтинговые действия, 03.12.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ульяновской области на уровне ruВВВ+ и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 3 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено тем, что ожидаемое ухудшение показателей финансовой устойчивости региона было нивелировано поддержкой федерального центра, выразившейся предоставлением региону бюджетного кредита на замещение коммерческого долга, что позволило сократить короткий долг и ряду финансовых показателей не просесть до критических значений.

Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.

Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2020 года (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 407,7 млрд рублей, что на 3,9% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года регион ожидает рост ВРП до 419,5 млрд рублей. Кроме того, в отчетном году наблюдалось снижение промышленного производства по сравнению с 2019 годом (индекс промышленного производства составил 96,4%). Снижение обусловлено резким падением спроса и, соответственно, продаж, из-за ситуации с пандемией коронавируса. По итогам 9 месяцев 2021 года наблюдается рост промышленного производства – индекс промышленного производства за январь-сентябрь 2021 года составил 124,8% к соответствующему периоду 2020 года. Рост промышленного производства обеспечили предприятия обрабатывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса. По итогам 2021 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 110–115%.

Давление на рейтинговую оценку оказывают невысокий объем ВРП на душу населения, негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки. По итогам 2020 года, по расчетам агентства, ВРП на душу населения составил 333,1 тыс. рублей. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 1218,3 тыс. человек. За последние 3 года население сократилось на 2,3%. Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,847, что выше среднероссийского показателя. Также давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 69,0 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет 17,7%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2020 года, на фоне коронакризиса, вырос на 1,1 п. п. и составил 4,9%. По итогам 2021 года ожидается снижение данного показателя до 4,5%.

Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов составила 65,2%, что на 11,5 п. п. ниже, чем по итогам 2019 года. Снижение доли связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 19,1% по сравнению с 2019 годом в основном за счет роста трансфертов в 1,8 раза, поступления по ННД выросли на 1,2%. Положительную динамику поступлений по ННД поддержали налог на доходы физических лиц (+7,7%), акцизы (+13,5%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+11,4%). Структура налоговой базы области в отчетном году носила концентрированный характер: на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 17,2% налоговых доходов, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона существенно зависел от финансового состояния компании. По состоянию на 01.10.2021 доходы регионального бюджета выросли на 10,6% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 12,9%, а трансферты на 5,1%. Рост ННД обусловлен увеличением как налоговых, так и неналоговых доходов. В структуре налоговых доходов наблюдается рост по всем основным бюджетообразующим налогам. Наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (+34,0%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+26,7%). Лидирующую позицию по объемам поступлений в 14,5 млрд рублей занимают акцизы. Но несмотря на позитивные итоги 9 месяцев 2021 года к аналогичному периоду 2020 года, допандемийный уровень налога на прибыль по итогам 2021 года будет еще не достигнут (поступления по налогу составят 96,8% к 2019 году). По итогам текущего года регион ожидает рост ННД на 11,8% к уровню 2020 года.

Расходы региона в 2020 году выросли на 29,0% по сравнению с 2019 годом. Расходы бюджета имеют социальную направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 54,1 млрд рублей, что на 31,2% выше предыдущего года. В разрезе расходов наибольшее увеличение произошло по разделу «Охрана окружающей среды» - в 13,9 раза. Такой значительный рост произошел за счёт реализации мероприятий по сокращению доли загрязнения сточных вод в рамках регионального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» на сумму 493,2 млн рублей (в 2019 году средства на вышеназванные расходы не выделялись). Гибкость расходов бюджета по итогам отчетного года оценивалась сдержанно: доля капитальных расходов в структуре расходов составила 6,4%. За январь-сентябрь 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 8,2% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 38,5 млрд рублей, что на 4,7% выше девяти месяцев 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение на 2,2 п. п. Падение доли социального блока связано со снижением расходов по здравоохранению на 11,5% и физической культуре и спорту на 15,2%. По итогам 2021 года ожидается рост расходов на 4,6%, в том числе по капитальным затратам на 64,7%.

Региональный бюджет по итогам 2020 года был исполнен с дефицитом в размере 9,1 млрд рублей или 19,2% ННД, который был покрыт за счет коммерческих заимствований и полугодового бюджетного кредита. По итогам 2021 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 14,9% ННД или 7,9 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться заемные средства.

Долговая нагрузка по итогам 2020 года сложилась на умеренном уровне, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 71,3%, что на 17,9 п. п. выше, чем на 01.01.2020. Совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 33,7 млрд рублей, что на 35,2% выше уровня предыдущего года. По итогам 2021 года ожидается рост государственного долга до 41,4 млрд рублей, долговой нагрузки на 7,1 п. п. Основной причиной увеличения долга по итогам текущего года является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составила 46,0%, бюджетные кредиты сформировали 30,7% долга, банковские кредиты – 22,9%, госгарантии – 0,4%. По итогам 2021 года ожидается изменение в структуре портфеля: более 50% будут занимать бюджетные кредиты, чуть более 40% облигационные займы, остальную часть банковские кредиты. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2021 составляет 11,7% от совокупного долга региона. В регионе отмечается умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2020 год составило 2,1%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 72,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 81,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.06.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало Ульяновской области дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023