Рейтинговые действия, 18.08.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Татарстан на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 18 августа 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Республика Татарстан (далее – субъект, регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и занимает второе место среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году (далее – отчётный год), по последней оценке региона, составил 2,6 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,8% ниже уровня 2019 года. Снижение ВРП связано с ухудшением социально-экономического положения на фоне кризисных явлений, вызванных пандемией коронавируса и снижением добычи нефти. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП на 3,8% в сопоставимых ценах на фоне смягчения кризисных явлений и постепенного восстановления социально-экономического потенциала республики. Высокие значения показателей благосостояния положительно отражаются на уровне рейтинга: по последней оценке, ВРП на душу населения по итогам 2020 года составил 663,7 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 3,6%. Среднегодовая численность населения – 3,9 млн человек, по сравнению с предыдущим годом почти без изменений. Регион один из немногих демонстрирует положительную динамику численности населения: за последние пять лет его численность увеличилась на 25 тыс. человек. Коэффициент демографической нагрузки составил 0,801 по оценке на 01.01.2021, слегка увеличившись по сравнению с предыдущим годом.

Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года немного снизилось по сравнению с прошлогодним значением и составило 21,5%. Причиной снижения послужило распространение новой коронавирусной инфекции и волатильность цен на нефть и курса валют. Республика отличается значительным инвестиционным потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, представленной современными индустриальными парками, технопарками и бизнес-инкубаторами. В пяти городах республики действуют территории опережающего социально-экономического развития, кроме того, функционируют две особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов, в том числе в области нефтехимии и автомобилестроения.

Республика характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности и дисциплиной исполнения бюджета, что позитивно оценивается агентством. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов республиканского бюджета является стабильно высокой и находится в диапазоне 83-87%. Однако в 2020 году произошло её снижение до 70,5% в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. Республика попала в число тех регионов, чьи бюджеты на фоне кризисных явлений испытали наибольшее падение доходов. Тем не менее, по итогам отчётного года доходы бюджета региона сложились на уровне на 1,7% выше 2019 года, при этом ННД уменьшились на 17,1%, а безвозмездные поступления от федерального бюджета выросли в 2,2 раза. Наибольшее снижение в структуре налоговых доходов наблюдается по налогу на прибыль организаций (-41,9%), что вызвано сокращением поступлений от предприятий нефтяной отрасли, нефтепереработки и нефтехимии, на фоне падения объемов добычи нефти, снижения цен на нефть. Доля налога на прибыль организаций в налоговых доходах республиканского бюджета сократилась в отчётном году на 14 п. п. до 32%. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдался по дотациям (в 2019 году регион почти не получал дотации, в 2020 году республика получила 25,2 млрд рублей), субсидии выросли в 1,8 раза, субвенции – в 1,7 раза, иные межбюджетные трансферты – в 1,3 раза. Рост обусловлен увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. За первое полугодие 2021 года налоговые доходы поступили в сумме 122,5 млрд рублей, что на 48,6% выше, чем за аналогичный период отчётного года. По итогам 2021 года прогнозируется, по меньшей мере, достижение показателя ННД не ниже уровня 2020 года. В структуре налоговых поступлений ожидается восстановление доли налога на прибыль организаций, основного бюджетоформирующего налога для республиканского бюджета, примерно до 45%, что близко к докризисному значению. Риски доходной части бюджета республики по-прежнему связаны с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика ПАО «Татнефть», а на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2020 году приходилось 28,3% налоговых доходов бюджета республики.

Расходы региона в отчётном году выросли на 15,3% по сравнению с 2019 годом, составив 317,0 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 178,6 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 21,1%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах республиканского бюджета за отчётный год составил 56,3%, продемонстрировав рост на 2,7 п.п. к 2019 году.

Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом, который по итогам 2019 года составил 13,7 млрд рублей или 5,5% ННД. В 2020 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 23,6 млрд рублей или 11,4% ННД, источниками погашения явились остатки средств на счетах региона. По итогам 2021 года ожидается, что дефицит не превысит 14,0 млрд рублей или 6,2% ННД, который также будет погашен за счёт собственных бюджетных средств.

Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 47,5%, совокупные обязательства региона на отчётную дату составили 98,2 млрд рублей. По итогам 2021 года объём республиканского долга ожидается почти на том же уровне. Долговой портфель региона достаточно стабилен, около 90% приходится на бюджетные кредиты, оставшаяся часть долга представлена государственной гарантией. Структура долга по итогам 2021 года сохранится, регион не планирует использовать банковские или рыночные заимствования. Преобладание в долговом портфеле бюджетных кредитов способствует низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2020 году составило 0,04%. Ликвидность региона оценивается позитивно за счет высоких остатков на счетах, доступа к казначейским кредитам и отсутствия крупных сумм долга к погашению на горизонте 12 месяцев с последней отчётной даты.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 293,4 млрд рублей, объем расходов – 317,0 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.02.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023