Рейтинговые действия, 13.08.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ярославской области на уровне ruВВВ+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 13 августа 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ярославской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Ярославская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.

Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 579 млрд рублей, что на 4,7% ниже уровня 2019 года в действующих ценах. В 2021 году ожидается восстановление ВРП почти до уровня 2019 года – 603 млрд рублей. На фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной пандемией, в 2020 году в регионе наблюдалось снижение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 96,7%. В структуре производства определяющее влияние на формирование отрицательной динамики оказали такие отрасли как производство резиновых и пластмассовых изделий (99,6% к уровню 2019 года), производство пищевых продуктов (98,5%), производство нефтепродуктов (97,6%), производство химических веществ и химических продуктов (91,8%), производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (87,5%), ремонт и монтаж машин и оборудования (66,6%). При этом спад оказался менее значительным, чем ожидалось регионом, что связано со своевременно принятым решением о максимально быстром возобновлении работы основных системообразующих предприятий. Ряд промышленных предприятий области перепрофилировал свое производство и осуществляет выпуск продукции, востребованной в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. По оперативным данным Ярославльстата по итогам шести месяцев текущего года наблюдается восстановление промышленного производства – индекс промышленного производства в январе-июне 2021 года составил 114,2%.

Положительно оценивается уровень ВРП на душу населения, который по расчетам агентства, составил 464 тыс. рублей. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка и высокий уровень безработицы. За последние три года численность населения сократилась более чем на 15 тыс. человек и на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) составила 1241,4 тыс. человек. Коэффициент демографической нагрузки сложился в размере 0,836, что выше среднероссийского. В результате влияния коронавирусной пандемии в 2020 году среднегодовой уровень безработицы составил 7,3%, что выше уровня 2019 года на 1,9 п. п. и на 1,5 п. п. среднероссийского. По итогам 2021 года регионом ожидается снижение значения данного показателя до пандемийного уровня – 5,4%. Также давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2020 году сократился на 3,9%, по сравнению с 2019 годом в действующих ценах и составил 81,0 млрд рублей. Уменьшение данных инвестиций обусловлено снижением деловой активности и свертыванием ряда инвестпроектов на фоне коронакризиса. По итогам 2021 года, согласно прогнозной оценке региона, значение данного показателя вырастит до 87,2 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило всего 13,5%. На территории региона действуют три территории опережающего социально-экономического развития – «ТУТАЕВ», «ГАВРИЛОВ-ЯМ», «РОСТОВ», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета по итогам 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах областного бюджета составила 70,6%, что на 11,9 п. п. ниже уровня 2019 года, в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам 2021 года ожидается рост доли ННД до 77,4%, при этом докризисные значения показателя будут еще не достигнуты, ранее доля ННД в доходах региона превышала 80%. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 20,0% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты в 2 раза, ННД на 2,6%. Структура налоговых доходов в 2020 году изменилась по сравнению со структурой 2019 года. По итогам отчетного года наибольшую долю занимал налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 33,1%, тогда как в 2019 году наибольшая доля приходилась на налог на прибыль организаций, а на втором месте был НДФЛ. Снижение доли налога на прибыль обусловлено сокращением поступлений в связи с уменьшением налоговой базы, как отдельных налогоплательщиков, так и конкретных отраслей экономики. По итогам 2021 года ожидается сохранение структуры налоговых поступлений на уровне 2020 года. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне: на долю крупнейшего налогоплательщика Филиал ООО «ПК «Балтика» – «Пивзавод «Ярпиво», приходилось 11,1% в налоговых доходах отчетного года, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона зависит от финансового состояния компании.  По состоянию на 01.07.2021 доходы бюджета региона выросли на 17,3% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 26,0%, а трансферты сократились на 15,1%. В структуре налоговых доходов областного бюджета наблюдается рост поступлений по всем бюджетообразующим налогам к аналогичному периоду 2020 года. Несмотря на положительные результаты первого полугодия текущего года относительно аналогичного периода предыдущего, поступления по налогу на имущество организаций не восстановились до уровня пандемийного года (-1,1% к январю-июню 2019 года). По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет в размере 63,8 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 9,3%.

Расходы региона за 2020 год выросли на 21,2% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 56,4 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 21,8%. Основной рост расходов пришелся на здравоохранение (+50,7%) и социальную политику (+25,0%), что связано с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. По итогам шести месяцев 2021 года расходы областного бюджета выросли на 5,6% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 29,3 млрд рублей, что на 6,6% выше уровня января-июня 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал рост, который составил 0,7 п. п.В структуре расходов по итогам 1 полугодия 2021 года произошли некоторые изменения. Так, в связи с ростом расходов на ЖКХ (на 49,1%), произошедших в связи с увеличением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, произошел рост их удельного веса на 1,7 п. п. Наибольшее  снижение доли расходов наблюдается по национальной экономике, их удельный вес снизился на 1,7 п. п. Расходы по итогам 2021 года регионом запланированы в сумме 88,6 млрд рублей. Наибольшую долю расходов предполагается направить на социальную политику (27,8%) и образование (24,2%). Гибкость расходной части бюджета области оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2020 году составила 12,2%.

Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2020 года дефицит составил 1,9 млрд рублей или 3,3% ННД. Параметры бюджета на 2021 год сформированы также с дефицитом – 6,0 млрд рублей или 9,4% ННД. В качестве основных источников финансирования дефицита областного бюджета запланированы средства от размещения государственных облигаций области и кредиты кредитных организаций.

Агентство умеренно позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 67,8%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 39,6 млрд рублей. По итогам 2021 года ожидается рост долга до 45,3 млрд рублей, долговой нагрузки до 70,9%, в связи с необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита. Долговой портфель на начало года был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составила 57,3%, бюджетных кредитов – 40,1%, банковских кредитов – 2,5%. В последние четыре года регион взял курс на удлинение долгового портфеля, у субъекта в обращении имеется пять облигационных займов на сумму 22,7 млрд рублей с датами погашения 2023-2027 гг. На момент публикации пресс-релиза регионом получен бюджетный кредит из федерального бюджета в размере 14,1 млрд. рублей. Эти средства будут направлены на погашение долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, в связи с чем изменится структура долгового портфеля. Преобладание в долговом портфеле рыночного долга способствовало умеренно высоким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 3,5%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев с 01.07.2021 погашению подлежит 6,4% совокупного долга. Регион имеет открытые кредитные линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и облигационному финансированию.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 82,7 млрд рублей, объем расходов бюджета – 84,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.02.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023