Рейтинговые действия, 05.08.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Кировской области на уровне ruВВВ+

Москва, 5 августа 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Кировской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Кировская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 120,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Киров. Экономика области имеет диверсифицированную структуру с превалирующей долей обрабатывающих производств (около четверти ВРП), основные виды которых – химическое производство, машиностроение, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Важное место в отраслевой структуре региона также занимают торговля, операции с недвижимым имуществом, сельское хозяйство, лесная промышленность, производство пищевых продуктов.

Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: по последним оценочным данным области, объём ВРП в 2020 году (далее – отчётный год) составил 374,2 млрд рублей, что на 1,1% выше уровня 2019 года в действующих ценах. Несмотря на коронакризис, по итогам 2020 года индекс промышленного производства составил 100,1% к 2019 году, а за первые пять месяцев 2021 года показал положительную динамику, составив 111,8% к соответствующему периоду 2020 года. Начало текущего года характеризовалось восстановительным ростом практически всех отраслей экономики региона, включая сферу розничной торговли и строительства, которые в наибольшей степени пострадали в сложившейся эпидемиологической ситуации.

Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывает невысокий уровень ВРП на душу населения, негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. По итогам 2020 года ВРП на душу населения составил 297,9 тыс. рублей. Численность населения региона на 01.01.2021 (далее – отчётная дата) составила 1250,2 тыс. человек. За последние три года население сократилось на 33 тыс. человек, или на 2,6%, за счёт как естественной, так и миграционной убыли. Коэффициент демографической нагрузки на отчётную дату оценивается в 0,906, что превышает среднероссийский показатель. Средний уровень безработицы за 2020 год составил 5,4%, что на 0,6 п. п. выше значения прошлого года. Рост безработицы в наибольшей степени затронул сферы гостиничного бизнеса, общественного питания (в 5,5 раза), оптовой и розничной торговли (в 4,1 раза), культуры, спорта, организации досуга и развлечений (в 3,7 раза).

Объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за отчётный год составил 58,8 млрд рублей, что на 8,8% ниже уровня 2019 года в действующих ценах. Показатели предыдущего года были выше, в первую очередь, в связи с завершением реализации на территории региона крупного инвестиционного проекта ОАО «РЖД» (общей стоимостью более 8 млрд рублей). В 2020 году произошло частичное перераспределение финансовых средств предприятий на обеспечение социальных обязательств и поддержание жизнеспособности организаций на фоне коронавирусной пандемии. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 16,2%. На территории области созданы и действуют две территории опережающего социально-экономического развития «Вятские Поляны» и «Белая Холуница», индустриальные парки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Степень бюджетной автономности оценивается агентством сдержанно. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) снизилась в отчётном году до 47,8% с 56,6% в 2019 в связи с ростом трансфертов от федерального бюджета, выделяемых на борьбу с коронавирусной инфекцией и её последствиями. В результате существенного увеличения федеральной поддержки общие доходы бюджета региона за 2020 выросли на 17,6% по сравнению с 2019 годом, ННД при этом снизились несущественно, на 0,6%. Снижение поступлений в отчётном году произошло только по налогу на прибыль организаций (-29,1% к 2019 году), что связано с падением прибыли предприятий в связи с простоем из-за коронавирусной пандемии и перечислением в апреле 2019 года значительной суммы налога крупнейшим налогоплательщиком в результате получения внереализационных доходов от курсовых разниц. В первом полугодии текущего года был отмечен рост поступлений по всем бюджетообразующим налогам как относительно сопоставимого периода отчётного года, так и докризисного, 2019 года. Наибольшее увеличение и в абсолютном, и в относительном выражении в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года произошло по акцизам в связи с увеличением нормативов отчисления в региональные бюджеты и ростом ставок акцизов, а по сравнению с аналогичным периодом 2020 года наибольший рост продемонстрировал налог на прибыль организаций, увеличившись на 83,5%, или 2,5 млрд рублей. Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: суммарная доля 10 крупнейших налогоплательщиков составила 12,3% в налоговых доходах.

В структуре безвозмездных поступлений за 2020 год наибольший рост произошел по субсидиям (в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом) и субвенциям (в 1,5 раза), что объясняется увеличением финансовой помощи, выделенной региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики.

Расходы региона в 2020 году выросли на 20,6% по сравнению с 2019 годом и составили 69,7 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность (65,5% всех расходов), наибольшую долю занимают расходы на образование (21,8% от общего объёма расходов) и социальную политику (32,0%). Доля расходов социального блока в отчётном году увеличилась на 2,0 п. п. в общих расходах областного бюджета. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 45,7 млрд рублей, что выше 2019 года на 24,3%. На фоне коронавирусной пандемии в 2020 году произошли некоторые изменения в структуре расходов – так, имел место значительный рост расходов на здравоохранение (в 2,2 раза) и социальную политику (в 1,3 раза), при этом их удельный вес в общем объёме расходов увеличился на 4,4 п. п. и 1,9 п. п. соответственно. Одновременно с этим на 4,4 п. п. снизилась доля расходов на образование. Также произошло сокращение капитальных расходов в 2020 году почти в два раза в связи со снижением поступлений целевых средств из федерального бюджета на строительство образовательных организаций, а также в результате уменьшения средств, предусмотренных на строительство объектов дорожного хозяйства. Доля капитальных вложений в расходах бюджета за отчётный год составила 4,0%.

Региональный бюджет последние четыре года исполнялся с профицитом. В 2020 году профицит составил 0,3 млрд рублей или 0,8% ННД. Текущий прогноз региона предусматривает исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом в размере 2,0 млрд рублей, что составит порядка 5% ННД. Источником финансирования дефицита в 2021 году будут служить фактические остатки средств на счетах бюджета.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2021 оценивается как умеренно высокая: совокупный объём долгового портфеля составил 24,3 млрд рублей, или 72,6% ННД за предшествующие 12 месяцев, что на 0,4 п. п. выше, чем на 01.01.2020. В декабре 2020 года регион получил бюджетный кредит на сумму 3,0 млрд рублей на полугодовой срок, с помощью которого смог погасить часть банковских кредитов. Сохранение объёма регионального долга на прежнем уровне стало также возможно благодаря федеральным мерам поддержки субъектов РФ, в том числе, освобождению региональных бюджетов от погашения в 2020 году реструктурированных федеральных кредитов. На отчётную дату долговой портфель состоял на 74,0% из бюджетных кредитов и на 26,0% из банковских кредитов. Благодаря высокой доле бюджетных заимствований расходы на обслуживание долга невысоки: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,6%. График погашения обязательств оценивается как комфортный: в течение ближайших 12 месяцев от 01.07.2021 погашению подлежит 15,5% совокупного долга. Регион воспользовался возможностью реструктуризации полугодового бюджетного кредита, полученного в декабре прошлого года в размере 3,0 млрд рублей, что позволило избежать ожидаемого ранее пика погашения долга в 3 квартале 2021 года. Положительная кредитная история позволяет региону осуществлять работу по досрочному рефинансированию банковских кредитов. В 2020 году весь объём банковских кредитов был досрочно рефинансирован, процентные ставки были снижены с 6,6-7,75% до 5,25% годовых.

Объём доходов бюджета по итогам 2020 года составил 70,0 млрд рублей, объём расходов бюджета – 69,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Кировской области был впервые опубликован 06.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.02.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Кировской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Кировской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Кировской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024