Рейтинговые действия, 26.11.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Башкортостан на уровне ruАА+ и изменил прогноз на негативный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 26 ноября 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+. Прогноз по рейтингу изменен со стабильного на негативный.

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено ожидаемым ухудшением показателей финансовой устойчивости региона на фоне кризисных явлений, вызванных развитием пандемии коронавируса и понижением цен на сырьевые товары.

Республика Башкортостан (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из основных нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающее производство и торговлю. Промышленность в регионе формирует до 40% валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти. Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2019 года оценивается на уровне 1,8 трлн рублей. По данному показателю республика находится на 10 месте среди субъектов РФ и на 2 среди субъектов Приволжского федерального округа. По итогам 2020 года ожидается снижение ВРП на 0,9% по сравнению с 2019 годом в сопоставимых ценах. Кроме того, в январе-сентябре 2020 года наблюдается снижение промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (индекс промышленного производства в январе-сентябре 2020 года составил 96,5% к соответствующему периоду предыдущего года). Снижение обусловлено сокращением темпов в производстве нефтепродуктов, обеспечении электрической энергией, газом и паром, добыче сырой нефти и природного газа, производстве готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования), производстве напитков, обработке древесины, добыче полезных ископаемых, производстве мебели, кожи и изделий из кожи, полиграфической деятельности. По итогам 2020 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 100,1%.

Агентством положительно оценивается высокий уровень показателей благосостояния: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 432,8 тыс. рублей, уровень безработицы составил 4,4%. В результате коронакризиса в 2020 году ожидается рост уровня безработицы до 6,7%.  Давление на рейтинговую оценку оказывает высокий коэффициент демографической нагрузки, негативная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,84, что выше среднероссийского показателя. За последние шесть лет численность населения региона сократилось более чем на 30 тыс. человек и по состоянию на 01.01.2020 составила 4038,2 тыс. человек. Сокращение численности обусловлено естественной и миграционной убылью населения. Тем не менее регион входит в число десяти крупнейших регионов по численности населения (7-е место среди субъектов РФ).  Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 282,6 млрд рублей, отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет порядка 16,4%. На территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Нефтекамск», «Благовещенск», «Белорецк», «Белебей», «Кумертау», ОЭЗ «Алга», индустриальные и аграрные парки, технопарки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. 

Агентство отмечает низкую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета в 2019 году. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 73,6%. По итогам 2020 года ожидается снижение доли ННД в структуре доходов на 14,7 п.п. до 59,1%, что отрицательно скажется на рейтинговой оценке региона. Снижение обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также прогнозируемым снижением поступлений по ННД на 13,1%. Наибольшее снижение в структуре ННД прогнозируется по налогу на прибыль организаций (-26,5%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-31,0%), налогу на имущество организаций (-17,8%) и доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (-35,4%). По итогам 2020 года ожидается рост доходов на 8,5%, что обусловлено ожидаемым ростом трансфертов в 1,7 раза. 

За девять месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе трансферты в 2 раза, в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики, а вот ННД снизились на 19,9%, что вызвано снижением деловой активности, вызванной карантинными ограничениями, а также падением цен на нефть. Значительное снижение поступлений в структуре ННД наблюдается по налогу на прибыль организаций (-40,4%), в связи с сокращением производства, отсрочками и освобождениями от уплаты. Риски доходной части бюджета республики, по-прежнему, связаны с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика – ПАО «АНК Башнефть», на долю которого приходится 19,0% в налоговых доходах консолидированного бюджета республики, т.к. бюджет региона подвержен зависимости от финансового состояния компании.

Расходы региона в январе-сентябре 2020 года выросли на 19,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение девяти месяцев 2020 года было направлено 123,2 млрд рублей, что выше аналогичного периода 2019 года на 24,3%. В структуре расходов по итогам девяти месяцев 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,9 раза) в январе-сентябре 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 6,1 п.п. Значительное снижение наблюдается по расходам на образование, их удельный вес сократился на 3,9 п.п. По оценке региона, расходы республиканского бюджета в 2020 году увеличатся почти на 17,5% по сравнению с 2019 годом и составят 252,8 млрд рублей. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2019 году составила 24,2%, по итогам 2020 года ожидается рост доли до 25,0%.

Региональный бюджет на протяжении трех лет, с 2016 по 2018 годы, исполнялся с профицитом. В 2019 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 16,4 млрд рублей или 11,2% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств бюджета. В условиях ухудшающейся ситуации в экономике, регион ожидает высокий объем выпадающих доходов, в связи с чем исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом в размере 37,1 млрд рублей или 29,1% ННД, что негативно отразится на уровне рейтинга региона. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций, облигационные займы и остатки средств бюджета.

Долговая нагрузка находится на низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 9,2%, совокупные обязательства региона составили 13,5 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 19,0 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 14,9%. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. Долговой портфель на 01.01.2020 сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 88,9%, облигационных займов – 11,1%. В течение 2020 года структура долгового портфеля претерпит изменения, в связи с привлечением кредитных средств кредитных организаций и увеличением рыночного долга. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствовало низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,2% по итогам 2019 года. По итогам 2020 года отношение расходов на обслуживание долга к ННД останется на уровне 2019 года. Регион характеризуется высокой ликвидностью, которая поддерживается остатками денежных средств на банковских депозитах и счетах.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 198,7 млрд рублей, объем расходов – 215,1 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.06.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023