Рейтинговые действия, 27.05.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Российские автомобильные дороги» на уровне ruAA+

Москва, 27 мая 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Российские автомобильные дороги» на уровне ruAA+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее – ГК «Автодор», компания) - некоммерческая организация, созданная в 2009 году на основании Федерального закона №145-ФЗ для доверительного управления переданными ей автомобильными дорогами общего пользования федерального значения. На текущий момент компания управляет федеральными автомобильными дорогами М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», дорогой А-105 «Москва-Домодедово» и участком дороги А-107, а также реализует проект строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и проектирует новую трассу М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань». Являясь непосредственным заказчиком работ на отдельных участках автодорог, компания также исполняет роль публичной стороны в соглашениях формата государственно-частного партнерства (ГЧП), через которые компания реализует часть проектов строительства и реконструкции автодорог. По состоянию на 31.12.2019 компания управляла дорогами общей протяженностью 3411 км и осуществляла реализацию ряда проектов с привлечением частных инвестиций.

Рейтинг компании был присвоен с отступлением от действующей методологии присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям. По мнению агентства, действующая методология не в полной мере оценивает профиль операционных и финансовых рисков компании из-за её особого юридического статуса и уникальной модели для российской среды, включая отношения с государством, и оцениваемые ею факторы не показательны при оценке состояния компании. Присвоенный рейтинг в значительной степени соответствует не самостоятельному рейтингу кредитоспособности с поправками на поддержку со стороны государства, а рейтингу на паритетном с государством уровне с поправкой на уровень системной значимости.

Системная значимость ГК «Автодор» оценивается как сильная, но не на максимальном уровне. Компания является одной из двух организаций, управляющих государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта. Являясь своеобразным «институтом развития», компания выполняет важную роль в развитии транспортной системы Российской Федерации и повышении транспортной доступности отдельных областей и их связанности со столичным регионом и соседними сторонами. Реализуя одни из крупнейших соглашений в рамках ГЧП, компания развивает перспективное направление частного финансирования инфраструктуры, что позволяет в существенной степени снижать непосредственные затраты государства. Так как обязательства компании не гарантированы государством, потенциальный дефолт компании несет финансовые риски для государства в первую очередь в контексте реализуемых соглашений в рамках ГЧП, в которых компания несет прямую ответственность от лица Российской Федерации. В таких соглашениях закрепляется режим особых обстоятельств, предусматривающий введение различных штрафов за неисполнение сторонами своих обязательств, включая нарушение условий финансирования публичной стороной, вплоть до расторжения соглашения и компенсации частной стороне понесенных затрат. При этом компания защищена от банкротства, так как на неё не распространяется действие Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Оценка системной значимости не на высшем уровне обусловлена не уникальными компетенциями в сферах свой деятельности и потенциальной заменимостью компании на другого доверительного управляющего, а также проблемами с достижением поставленных задач. В 2015-2019 «Автодор» не достигал целей по привлечению внебюджетного финансирования, и как следствие, не в полной мере реализовывал запланированную инвестиционную программу, преимущественно, по причине переноса конкурсов по строительству пусковых комплексов ЦКАД №3 и №4.

Наивысшая степень влияния государства на компанию обусловлена полным стратегическим и операционным контролем со стороны государства, а также очень высокой долей получаемых субсидий в структуре финансирования компании. Учредителем компании является Российская Федерация, права и обязанности учредителя осуществляет Правительство Российской Федерации. Деятельность компании на уровне учредителя определяется «Программой деятельности Государственной компании на долгосрочный период (2010-2024)» (в январе 2020 года в программу были внесены изменения – срок действия документа был продлен до 2024 года), утверждаемой Правительством. Программа обобщенно и попроектно задает основные операционные и финансовые цели компании, и в том числе бюджетные и внебюджетные источники финансирования. Программа устанавливает, что к 2024 году протяженность дорог под управлением ГК составит 4262 км. Агентство предполагает, что введенные противоэпидемиологические мероприятия не скажутся существенным образом на деятельности ГК - кроме достижения результата по сбору платы за проезд – так как работы на основных объектах компании не прерывались. Развивающиеся кризисные эффекты в экономике, связанные с пандемией и низкими мировыми ценами на нефть, как ожидает агентство, в среднесрочной перспективе не отразятся на компании. Поддержку деятельности компании окажут закрепленный Программой объем предоставляемых субсидий и важность для государства инвестиций в транспортную инфраструктуру как источник темпов роста экономики.

Главным исполнительным органом компании является наблюдательный совет, в который входит двенадцать членов: семь – по представлению Правительства, четыре – Федерального Собрания, один – Счетной палаты. Текущий состав совета включает представителей Министерства транспорта, Министерства экономического развития, Министерства финансов, Совета Федерации, Правительства, Государственной Думы и Счетной палаты. Субсидии из федерального бюджета являются крупнейшим источником финансирования компании, предоставляемыми на осуществление деятельности по доверительному управлению и организации строительства и реконструкции автомобильных дорог. За пять лет с 2015 по 2019 годы компания получала ежегодно в среднем порядка 99 млрд руб, однако агентство также отмечает последовательный рост доходов ГК в виде сбора платы за проезд – 18.3 млрд руб. по итогам 2019 года, что на 46% выше результата 2018 года. Субсидии закладываются в бюджет на основе утверждаемой программы деятельности и агентство отмечает полное выполнение плана поступлений по этой статье программы в течение последних, как минимум, пяти лет. Вторым по важности источником финансирования является размещение облигаций – часть выпусков были приобретены за счёт средств Фонда национального благосостояния. Упомянутые облигации обладают льготным режимом выплаты купонного дохода ввиду его семилетней капитализации и являются сверхдолгосрочными – со сроком обращения 27 лет. Несмотря на то, что находящиеся в обращении эмиссии облигаций компании не обеспечены государственной гарантией и компания не предполагает их получение в дальнейшем, «Автодор» имеет историю работы с ними.

По данным консолидированной отчетности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2019 составляли 531.2 млрд руб., капитал – -279 млн руб. Выручка по итогам 2019 года составила 1.4 млрд руб., чистая прибыль – 523 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Государственной компании «Российские автомобильные дороги» был впервые опубликован 29.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.05.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтинг кредитоспособности нефинансовых компаний https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 10.09.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Государственной компании «Российские автомобильные дороги» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023