Москва, 15 июня 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ставропольского края на уровне ruА. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Ставропольский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа. Край является одним из ведущих агропромышленных регионов России. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающие производства, торговлю и сельское хозяйство. В структуре экономики сельского хозяйства преобладает продукция растениеводства. Промышленный комплекс края представлен добывающим производством, машиностроением и металлообработкой, химическим и нефтехимическим производством, производством электрооборудования, мебели, стекла, обуви, швейных и текстильных изделий.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году, по оценке, составил 775,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 5,2% выше уровня 2018 года. Давление на рейтинговую оценку оказывают находящиеся на низком уровне показатели благосостояния: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 277,1 тыс. рублей, коэффициент демографической нагрузки – 0,78. Так же сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывают невысокая доля инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в ВРП, которая в течение последних трех лет составила 19,8% и незначительный прирост численности населения. На 01.01.2020 года численность населения региона составила 2803,6 тыс. человек, что на 0,3% выше, чем на 01.01.2019. Ситуация на рынке труда в регионе в 2019 году была стабильной и характеризовалась снижением уровня безработицы. Уровень безработицы составил 4,9%, что на 0,1 п.п. ниже уровня 2018 года и на 0,3 п.п. выше среднероссийского.
Агентство отмечает умеренно высокую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета. По итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) составила 59,0%, что на 2,1 п.п. ниже уровня 2018 года. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 29,8%, налог на прибыль организаций – 29,5%, акцизы – 17,6%. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля крупнейшего налогоплательщика составила 4,2% в налоговых доходах. За 2019 год доходы бюджета региона выросли на 8,6% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 4,8%, а трансферты из федерального бюджета на 13,8%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+12,3%), акцизам (+14,4%), налогу на прибыль организаций (+16,1%). При этом, наблюдается снижение поступлений по таким налогам как НДФЛ (-4,1%) и налог на имущество организаций (-15,6%). Рост поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения связан с увеличением налоговой базы и количества налогоплательщиков, поступления по акцизам выросли в результате увеличения объема акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию, поступающих в соответствии с распределением из федерального бюджета, по налогу на прибыль организаций – за счет прироста поступлений от филиалов иногородних компаний, осуществляющих свою деятельность на территории края и ставропольских организаций. Снижение поступлений по НДФЛ обусловлено передачей с 01.01.2019 из краевого бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов края 5% НДФЛ, по налогу на имущество организаций – в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения с 01.01.2019. В структуре трансфертов наибольший рост наблюдается по субсидиям (+62,5%) и по иным межбюджетным трансфертам (+53,4%), который связан с увеличением финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов.
По итогам 2019 года расходы регионального бюджета увеличились по сравнению с 2018 годом на 14,8%. Доля капитальных вложений в расходах составила 7,9% за 2019 год, что положительно сказывается на рейтинговой оценке. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, на финансовое обеспечение отраслей: социальная политика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт в 2019 году было направлено 75,0 млрд рублей, что выше уровня 2018 года на 13,4%, при этом удельный вес расходов отраслей социального блока в общих расходах краевого бюджета сократился на 0,8 п.п. В структуре расходов по итогам 2019 года произошли некоторые изменения, связанные с началом реализации в 2019 году национальных проектов. Так, в связи со значительным увеличением расходов по национальной экономике (+24,9%) и здравоохранению (+35,4%) по итогам 2019 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 1,6 п.п. и 1,3 п.п. соответственно. Значительное снижение доли наблюдается по социальной политике, при росте расходов на 3,8% ее удельный вес сократился на 3,3 п.п.
На протяжении последних трех лет бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 0,004% ННД. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 9,4 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.
Долговая нагрузка находится на умеренно низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 45,6%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 31,4 млрд рублей. В течение 2019 года долг региона снизился на 4,7% или 1,5 млрд рублей. Долговой портфель на 01.01.2020 сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 48,1%, банковских кредитов – 35,0%, государственной гарантии – 16,9%. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем, внутри года край осуществляет новые заимствования в целях частичного рефинансирования погашаемых заимствований прошлых лет. Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание (0,9% ННД за 2019 год).
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 116,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 116,8 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ставропольского края был впервые опубликован 29.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.12.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ставропольского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ставропольского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ставропольскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.