Москва, 30 декабря 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу изменен со стабильного на негативный.
Изменение прогноза по рейтингу обусловлено ожидаемым ухудшением показателей финансовой устойчивости региона на фоне кризисных явлений, вызванных развитием пандемии коронавируса и понижением цен на сырьевые товары.
Саратовская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область - индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики региона являются обрабатывающие производства, торговля, сельское хозяйство и производство электроэнергии. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, нефтепродуктов, металлургических изделий, а также производители различных видов машин и оборудования.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 752,3 млрд рублей, что на 1,7% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. По итогам 2020 года ожидается снижение ВРП на 3,7% по сравнению с 2019 годом в сопоставимых ценах или до 747,8 млрд рублей. Несмотря на кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, в регионе наблюдается рост промышленного производства в течение десяти месяцев 2020 года к аналогичному периоду 2019 года (индекс промышленного производства в январе-октябре 2020 года составил 101,8% к соответствующему периоду предыдущего года). Рост обусловлен наращиванием объемов производства основных отраслей в обрабатывающих производствах: металлургия, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство строительных материалов, мебели, пищевая промышленность. По итогам года индекс промышленного производства, по данным региона, ожидается на уровне 102,1%.
Давление на рейтинговую оценку оказывает умеренно низкий уровень ВРП на душу населения, негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 309,4 тыс. рублей. На 01.01.2020 численность населения региона составила 2421,9 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось более чем на 50 тыс. человек. Основными причинами снижения численности является естественная убыль, а также отток населения в другие регионы. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,787. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составляет порядка 20,2%. Ситуация на рынке труда области в 2019 году была стабильная и характеризовалась снижением уровня безработицы. Уровень безработицы в 2019 году, составил 4,3%, что на 0,7 п.п. ниже уровня 2018 года и на 0,3 п.п. среднероссийского. В результате коронакризиса в 2020 году ожидается рост уровня безработицы до 6,0%.
Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов в 2019 году: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) составила 66,0%. По итогам 2020 года ожидается снижение доли ННД в структуре доходов на 13,9 п.п. до 52,1%, что отрицательно скажется на рейтинговой оценке региона. Снижение обусловлено значительным увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета в связи с реализацией национальных проектов, положений послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в январе текущего года, мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, а также прогнозируемым незначительным снижением поступлений ННД на 2,4%, или 1641,8 млн рублей, из которых 1230,0 млн рублей составили дополнительные налоговые преференции субъектам предпринимательства пострадавших отраслей. Наибольшее снижение в структуре ННД прогнозируется по налогу на прибыль организаций (-16,8%), налогу на имущество организаций (-11,9%) и неналоговым доходам (-6,8%). Указанное снижение по большей части компенсировано увеличением поступлений от налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), а также от акцизов и транспортного налога. По итогам 2020 года ожидается рост доходов на 23,3%, что обусловлено ожидаемым ростом трансфертов в 1,7 раза. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля 10 крупнейших налогоплательщиков составила 22,8% в налоговых доходах.
За десять месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате роста трансфертов в 2,0 раза, а вот поступления по ННД снизились на 7,4%. Значительное снижение поступлений в структуре налоговых доходов наблюдается по налогу на прибыль организаций (-25,1%) и налогу на имущество организаций (-22,1%). Основными причинами снижения поступлений являются принимаемые на федеральном и региональном уровне меры, по обеспечению санитарно-эпидемиологического порядка и меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Положительную динамику в структуре ННД за январь-октябрь 2020 года к аналогичному периоду 2019 года продемонстрировали НДФЛ (+8,2%), акцизы (+17,0%) и неналоговые доходы (+4,6%). В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 2,5 раза) и субвенциям (в 1,8 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на реализацию национальных проектов и вышеуказанных инициатив Президента РФ, а также на устранение последствий пандемии и поддержку экономики.
Расходы региона в январе-октябре 2020 года выросли на 30,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, средств массовой информации в течение десяти месяцев 2020 года было направлено 72,7 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 38,3%. В структуре расходов по итогам десяти месяцев 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией национальных проектов, а также мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 3,0 раза) в январе-октябре 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 8,4 п.п. Наибольшее снижение удельного веса произошло по расходам на образование (-4,3 п.п.). По оценке региона, расходы областного бюджета в 2020 году увеличатся почти на 30,8% по сравнению с 2019 годом и составят 136,2 млрд рублей.
В 2016-2018 гг. бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года бюджет региона был исполнен с дефицитом 0,2% ННД. По итогам 2020 года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 8,0 млрд рублей или 12,0% ННД, что негативно отразится на рейтинговой оценке региона. Основными источниками покрытия дефицита являются бюджетные кредиты и остатки средств на счетах.
Долговая нагрузка по итогам 2019 года находилась на умеренно низком уровне. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составляло 67,8%, совокупные обязательства региона – 46,5 млрд рублей. По итогам 2020 года ожидается рост долга до 51,7 млрд рублей, долговой нагрузки до 77,4%, что негативно отразится на рейтинговой оценке региона. Долговой портфель на 01.01.2020 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 53%, банковских кредитов – 36%, облигационных займов – 11%. По итогам 2020 года существенных изменений в структуре долга не ожидается (доля бюджетных кредитов составит 57,8%, банковских кредитов - 32,5%, облигационных займов – 9,7%). Умеренная концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2020 составляет 36,0%). График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев с 01.11.2020 погашению подлежит 16,7% совокупного долга. Для региона характерна умеренно высокая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2019 год составило 2,6%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2020 года ожидаемая доля расходов на обслуживание долга к ННД составит 2,4%, что обусловлено проводимой работой регионом по перекредитованию по более низким ставкам. Регион имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года, составил 104,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 104,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.07.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.