Рейтинговые действия, 08.12.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Иркутской области на уровне ruАА+

Москва, 8 декабря 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Иркутской области на уровне ruАА+. Прогноз по рейтингу - негативный. 

Иркутская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа, в пределах области расположена часть акватории озера Байкал с островом Ольхон. Площадь территории региона составляет 774,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Иркутск. Область расположена на пересечении основных транспортных магистралей, выступающих связующим звеном с дальневосточными районами России, а также странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и отличается развитой энергосистемой, которая входит в состав объединенной электроэнергетической системы Сибири. Регион обладает обширными лесными ресурсами (3 место в РФ), запасами газа, нефти, металлических руд и других ископаемых. Экономика региона диверсифицирована, ведущая роль остается за добычей полезных ископаемых, которая формирует почти треть ВРП. Также в регионе развиты транспортировка и хранение, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2019 год, по оценке, составил в 1,5 трлн рублей, что в сопоставимых ценах выше на 2,9%, чем в 2018 году. По итогам 2020 года ожидается рост ВРП к 2019 году на 1,5% в сопоставимых ценах. Несмотря на кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, в регионе наблюдается рост промышленного производства в течение 9 месяцев 2020 года к аналогичному уровню 2019 года (индекс промышленного производства в январе-сентябре 2020 года составил 102,9% к соответствующему периоду предыдущего года). Благодаря устойчивой работе ряда промышленных предприятий региона, область ожидает по итогам года индекс промышленного производства на уровне 105,3%.

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2019 года, по оценке, составил 613,1 тыс. рублей.  Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки, умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы и умеренно низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 численность населения региона составила 2,4 млн человек. За последние 5 лет численность снизилась более чем на 25 тыс. человек. Снижение связано с миграционным оттоком населения и естественной убылью. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,864. Среднегодовой уровень безработицы в 2019 году составил 6,6%. По итогам 2020 года, в результате влияния коронакризиса, ожидается рост уровня безработицы, в июле-сентябре 2020 года он составил 7,5%. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 21,5%. В абсолютном выражении инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2019 году показали рост на 12,2% в действующих ценах. По итогам 2020 года ожидается, что инвестиции продемонстрируют незначительное снижение в сопоставимых ценах к уровню 2019 года. На территории области действуют четыре ТОСЭР – «Усолье-Сибирское», «Саянск», «Черемхово», «Тулун», а также ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. 

Бюджетная обеспеченность области по итогам отчетного года оценивается умеренно позитивно. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета составила 73,6%. В 2020 году ожидается снижение доли ННД примерно на 6,6 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией и ухудшением ситуации на сырьевом рынке, а также прогнозируемым снижением поступлений по ННД на 7,2%. Наибольшее снижение в структуре ННД прогнозируется по налогу на прибыль организаций (-21,6%). Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций ожидается от нефтедобывающих предприятий, на фоне кризисных явлений вызванных снижением цен на нефть и добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК. Агентство сохраняет негативный прогноз по рейтингу, так как ожидаемое сокращение объема налоговых поступлений на фоне кризисных явлений может оказать давление на финансовую устойчивость региона.

За девять месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за счет роста трансфертов в 1,7 раза, а вот поступления по ННД снизились на 4,9%. Положительную динамику по налоговым доходам поддерживают поступления по налогу на доходы физических лиц (+2,2%), акцизам (+13,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+0,7%) и налогу на добычу полезных ископаемых (+37,7%). Значительное снижение поступлений в структуре налоговых доходов наблюдается по налогу на прибыль организаций (-15,3%) и налогу на имущество организаций (-4,0%). По налогу на прибыль падение поступлений связано со снижением налоговой отдачи от предприятий нефтеперерабатывающей отрасли, по налогу на имущество организаций – в связи принятыми мерами поддержки налогоплательщиков пострадавших от коронакризиса, выразившимися снижением ставки налога, исчисляемого по кадастровой стоимости. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 3,1 раза) и дотациям (в 1,7 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. По итогам 2020 года ожидается рост доходов на 1,9%, что обусловлено ожидаемым ростом трансфертов на 27,3%. В регионе существуют умеренные риски доходной части бюджета, связаны с умеренно низкой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика, на долю которого приходится 10,3% налоговых и неналоговых поступлений, а на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2019 году приходилось 41,6% ННД консолидированного бюджета.

Расходы региона в январе-сентябре 2020 года выросли на 23,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение девяти месяцев 2020 года было направлено 111,1 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 25,5%. В структуре расходов по итогам девяти месяцев 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,7 раза) и социальной политике (в 1,3 раза) в январе-сентябре 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,6 п.п. и 2,8 п.п. соответственно. По оценке региона, расходы областного бюджета в 2020 году увеличатся почти на 3,9% по сравнению с 2019 годом и составят 215,4 млрд рублей. Гибкость расходной части регионального бюджета оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2019 году составила 10,0%, по итогам 2020 года ожидается снижение доли на 1,6 п.п.

Сбалансированность областного бюджета по результатам 2019 года оценивается агентством сдержанно. Дефицит бюджета в 2019 году составил 12,4 млрд рублей или 8,6% ННД, большая часть которого была профинансирована за счет остатков средств на едином счете бюджета. В 2020 году, в связи с ухудшением экономической ситуации на фоне кризисных явлений, дефицит ожидается в сумме 16,8 млрд рублей или 12,6% ННД. Основными источниками финансирования дефицита будут привлекаемые заемные средства, а также остатки средств бюджета.

По состоянию на 01.01.2020 долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки – 11,8% ННД. По итогам 2020 года ожидается рост государственного долга до 31,8 млрд рублей (в 1,9 раза), долговой нагрузки до 23,9% ННД. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. Долговой портфель на 01.01.2020 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 41,1%, банковских кредитов – 35,3%, облигационных займов – 23,6%. В течение 2020 года структура долгового портфеля претерпит изменения, наибольшую долю будут занимать банковские кредиты, в связи с привлечением их для покрытия дефицита. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствовало умеренно низким расходам на обслуживание долга: расходы на обслуживание государственного долга области в 2019 году составили 0,3% ННД. В 2020 году планируется их увеличение до 0,9% ННД, что связано с ростом банковских заимствований. Ликвидность бюджета на рассматриваемом горизонте будет поддерживаться как казначейскими кредитами для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, так и остатками денежных средств на счетах. Кроме того, регион имеет доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2019 года составил 194,9 млрд рублей, объем расходов – 207,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Иркутской области был впервые опубликован 28.06.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.06.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Иркутской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Иркутской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Иркутской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024