Москва, 1 марта 2019 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Кировской области до уровня ruBBВ+. По рейтингу установлен стабильный прогноз. Ранее у региона действовал рейтинг на уровне ruBBB со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой бюджетных и долговых показателей.
Кировская область (далее – «Область», «регион») – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона является высокодиверсифицированной, ключевыми секторами выступают химическая и пищевая промышленность, а также оптовая и розничная торговля. По итогам 2017 года рост ВРП Области в реальном выражении составил 0,2%, а по итогам 2018 г. – ориентировочно 1,8%. По численности населения, объему ВРП и уровню ВРП на душу Область занимает 38-е, 54-е и 68-е места среди регионов России.
По итогам 2018 года (далее – отчетный период) бюджет Области был исполнен с профицитом на уровне 4,4% налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД). В абсолютном выражении профицит бюджета составил 1,36 млрд руб., что почти в два раза выше профицита бюджета в 2017 году (674 млн руб. или 2,3% ННД). В предыдущие годы (2011 – 2016) бюджет исполнялся с существенным дефицитом. Профицит бюджета в отчетном периоде был обусловлен опережающим ростом совокупных доходов, которые увеличились на 11,6%, в то время как совокупные расходы увеличились на 10,2%. По оценкам агентства, в отчетном периоде рост ННД составил 7,5%, что превышает уровень инфляции. Если в 2019 году рост ННД также превысит годовую инфляцию, то Область сможет претендовать на пролонгацию сроков погашения реструктурированных бюджетных кредитов, что благоприятно отразится на графике погашения долга в 2020-2024 гг.
Рост совокупных доходов в отчетном периоде на 40% обусловлен увеличением ННД и на 60% - увеличением безвозмездных поступлений (в том числе - трансфертов из Федерального бюджета). Доля ННД в составе доходов бюджета снизилась до 59,5% с 61,7% годом ранее. В структуре ННД примерно 37,9% приходится на НДФЛ. Поступления по налогам на прибыль, на имущество и совокупный доход формируют 22,8%, 12,5% и 7,3% ННД соответственно.
Примерно 51,5% прироста ННД обусловлено увеличением поступлений по НДФЛ, которые в отчетном периоде увеличились на 1,1 млрд руб. до 11,7 млрд руб. По оценкам агентства, вклад секторов экономики, финансируемых преимущественно средствами бюджетов разных уровней (Образование, Здравоохранение, Госуправление и обеспечение военной безопасности) в рост поступлений по НДФЛ не превышает 40%. Поэтому рост указанных поступлений обусловлен не только увеличением бюджетных расходов, но и улучшением ситуации в экономике региона. Прирост поступлений по налогу на прибыль, налогам нам имущество и налогу на совокупный доходов обеспечили 23,5%, 24,8% и 10,1% прироста ННД соответственно. Основной вклад в увеличение поступлений по налогу на прибыль внесли металлургические производства и предприятия по обеспечению электрической энергией, газом и паром. В тоже время, снизились поступления по налогу на прибыль от таких секторов экономики как «сухопутный и трубопроводный транспорт» и «производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования».
Расходы бюджета в отчетном периоде увеличились на 4,7 млрд руб. до 50,6 млрд руб. Указанный рост во многом обусловлен увеличением расходов на Образование (+1,8 млрд руб.), ЖКХ (+1,2 млрд руб.) и Социальную политику (+0,9 млрд руб.). Существенная часть прироста расходов было профинансировано за счет увеличения безвозмездных поступлений.
Агентство положительно оценивает снижение долговой нагрузки на бюджет Региона. В течение отчетного периода долг Области снизился на 3,5% или 0,9 млрд руб. Соотношение долга к ННД за предшествующие 12 месяцев снизилось с 90,7% по состоянию на 01.01.2018 до 81,3% по состоянию на 01.01.2019. Региону удалось существенно снизить расходы на обслуживание долга: с 0,98 млрд руб. или 3,4% ННД в 2017 до 0,67 млрд руб. или 2,2% по итогам 2018 года. Агентство положительно оценивает график погашения долга Области – в 2019 году предстоит погасить или рефинансировать примерно 3,1% обязательств, основная часть выплат по банковским кредитам приходится на вторую половину 2020 и 2021 гг.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2018 года составил 52,0 млрд руб., объем расходов – 50,6 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Кировской области был впервые опубликован 06.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 06.09.2018.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/ (вступила в силу 03.12.2018).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Кировской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Кировской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Кировской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru