Рейтинговые действия, 18.12.2018

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Центральной пригородной пассажирской компании на уровне ruA-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 18 декабря 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Центральная пригородная пассажирская компания» на уровне ruA-. Прогноз по рейтингу – стабильный.

АО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) – крупнейшая в РФ пригородная пассажирская компания, обслуживающая пассажиров на всем полигоне Московской железной дороги, включающей Московский транспортный узел (МТУ) и основные направления 9 близлежащих регионов. Также компания участвует в реализации проекта пассажирских перевозок на Московском центральном кольце, оказывая агентские функции по организации обслуживания пассажиров.

Основная деятельность компании осуществляется на основе заключаемых с регионами-заказчиками долгосрочных договоров на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении, которые определяют маршрутную сеть и расписание движения поездов компании. Тарифы на проезд для пассажиров при этом устанавливаются органами власти субъекта-заказчика, исходя из баланса соответствующей себестоимости перевозок ЦППК и объема субсидирования пригородных перевозок со стороны субъекта. Регулирование тарифов, однако, позволяет компании пользоваться долгосрочным поправочным коэффициентом в размере 0.01 в отношении затрат на железнодорожную инфраструктуру, предоставляемую ОАО РЖД (ruAAA, стаб.). Также в отношении компаний отрасли была закреплена льготная ставка НДС в размере 0%. Несмотря на то, что ОАО РЖД вышло из капитала компании, а Московская область снизила пакет до 12.5%, перечисленные факторы, вместе с важностью компании для поддержания устойчивой транспортной связи внутри Московской агломерации, выделяются агентством в качестве умеренного фактора поддержки со стороны государства.

Несмотря на фактическую концентрацию деятельности ЦППК на территории города Москвы и Московской области – на которые стабильно приходится более 90% выручки – агентством позитивно оценивается география деятельности компании, так как на г. Москву и Московскую область приходится основная часть платежеспособного спроса на пригородное сообщение в РФ. Эти же субъекты являются практически единственными, кто в полной мере компенсирует деятельность компании согласно обязательствам по договорам транспортного обслуживания. Тариф в МТУ, основной зоне присутствия, имеет историю последовательной индексации, однако график его пересмотра не закреплен – в 2018 году тариф не увеличивался, агентство предполагает его рост не ранее 2019 года. Агентство при этом отмечает, что текущая структура заказа в зоне МТУ вместе с пропускной способностью инфраструктуры в сильной степени ограничивают развитие более маржинального сегмента услуг компании, перевозок в ускоренных поездах повышенной комфортности (7000-й нумерации), в отношении тарифа которых может применяться двукратный коэффициент относительно стоимости проезда в стандартных поездах.

В конце 2017 года был представлен проект реализации Московских центральных диаметров (МЦД) – диаметральных маршрутов пригородных поездов, которые после реконструкции и расширения имеющихся железнодорожных линий свяжут направления, ранее имевшие конечные остановки на вокзалах. Двумя первыми маршрутами, ожидаемыми к запуску до конца 2019 года, станут «Одинцово – Лобня» и «Нахабино – Подольск», которые свяжут Савёловское и Белорусское, а также Рижское и Курское направления соответственно. Оператором всех запускаемых маршрутов станет ЦППК. Для реализации проекта до конца 2019 года компания предполагает приобретение в лизинг 39 поездов ЭГ2Тв «Иволга» производства группы "Трансмашхолдинг" (ruAA-, стаб.), сейчас эксплуатируемых компанией на Киевском направлении. По ожиданиям агентства, контракты будут распределены между текущими лизингодателями ЦППК.

Необходимость покупки дополнительного подвижного состава помимо реализуемой ЦППК стратегии по замещению устаревающего парка электропоездов, арендуемого у РЖД, приведет к росту общей долговой нагрузки компании. Несмотря на то, что перевозки по МЦД будут осуществляться в рамках действующего соглашения о транспортном обслуживании населения, действующем между ЦППК, г. Москва и Московской областью, которое подразумевает полную компенсацию обоснованных затрат перевозчика через тариф или субсидии, рост долговой нагрузки, кратно прирастающей при капитализации лизинга подвижного состава, будет обгонять рост EBITDA с восстановленными затратами на лизинг (EBITDAR).

Принимая во внимание, что в ближайшие два года компания столкнется с компенсируемым последовательным ростом затрат на лизинг, агентством для оценки метрик долговой нагрузки были применены корректировки – долг и затраты на его обслуживание сравнивались с текущими, а не ретроспективными периодами. Для расчета капитализированного лизинга была использована приведенная стоимость будущих лизинговых платежей исходя из среднего ожидаемого лизингового платежа в 2018 – 2019 гг., срочности контрактов и действующей ставки. На 30.06.2018 долговая нагрузка компании характеризуется соотношением совокупного долга, включающего капитализированный лизинг, к ожидаемому EBITDAR за период с 30.06.2018 по 30.06.2019 на уровне 3, операционный денежный поток за аналогичный период с учетом восстановления расходов на лизинг покрывает 39% задолженности. По оценке агентства, при реализации действующего графика компании по приобретению подвижного состава (104 поезда в 2018-2019 гг., включая, помимо поездов для МЦД, новые дизель-поезда в 2019 году) соотношение совокупного долга к EBITDAR превысит 4 по итогам 2018 года. Как ожидается, совокупные выплаты по долгу за период с 30.06.2018 по 30.06.2019 будут соответствовать 0.75 EBITDAR и на 155% покрываться операционным ожидаемым денежным потоком с восстановленными лизинговыми платежами. В августе 2018 года ЦППК успешно разместила эмиссию трехлетних облигаций объемом 4 млрд руб. со ставкой 9.85%, преимущественно для рефинансирования имеющихся дорогостоящих банковских кредитов.

При оценке финансового профиля также отмечается невысокий уровень прогнозной ликвидности – агентство оценивает покрытие затрат входящими денежными потоками на уровне 1.08. При её оценке учитывается, что в среднерослой перспективе компания не будет распределять дивиденды. Невысокий уровень прогнозной ликвидности во многом связан с низкой рентабельностью деятельности компании. Несмотря на умеренно высокий уровень рентабельности по EBITDAR – 15% за период с 30.06.2018 по 30.06.2019, показатели ROA и ROS за соответствующий период находятся на уровне ниже 1%. Кроме того, низкий уровень нормативной рентабельности – 1% – устанавливается принятой ФАС методологией для определения тарифов для населения и расчета субсидий со стороны заказчиков.

Агентство по-прежнему обращает внимание на задержки в обновлении законодательства, регламентирующего отношения компании с заказчиками. В 2018 году не был завершен процесс по регламентации полной компенсации проезда федеральных льготников Минтрудом, и подготовки законопроекта «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации», который, как ожидается, окажет существенное влияние на платежную дисциплину региональных заказчиков.

С точки зрения корпоративных рисков агентство отмечает изменение структуры собственности – с момента присвоения рейтинга РЖД полностью вышли из капитала компании, продав пакет ООО «Маршрутные системы». Московская область также приватизировала половину своего пакета – 12.5% + 1 акция, однако этот пакет был впоследствии выкуплен самой компанией. Уровень информационной прозрачности несколько повысился с момента присвоения рейтинга ввиду необходимости публикации данных как эмитента облигаций.

По данным отчетности АО «Центральная пригородная пассажирская компания» по стандартам РСБУ активы компании на 30.09.2018 составляли 31.4 млрд руб., капитал – 15.5 млрд руб. Выручка по итогам 9 месяцев 2018 года составила 32.6 млрд руб., чистая прибыль – 237.8 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Центральная пригородная пассажирская компания» был впервые опубликован 24.08.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.08.2018. 

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний http://raexpert.ru/ratings/credits/method/ (вступила в силу 20.09.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Центральная пригородная пассажирская компания», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Центральная пригородная пассажирская компания» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Центральная пригородная пассажирская компания» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023