Рейтинговые действия, 24.09.2018

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Транснефть» на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 24 сентября 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Транснефть» на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ПАО «Транснефть» (далее – Группа) - оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, субъект естественной монополии, имеющий стратегическое значение для функционирования нефтяной отрасли и экономики России в целом. 100% голосующих акций находятся в собственности государства, которое контролирует стратегию развития компании и реализацию крупнейших инвестиционных проектов. Председателем совета директоров является действующий министр энергетики. Регулирование тарифов компании осуществляется ФАС. В собственности компании находится система нефтепроводов на территории России протяженностью более 51 тыс. км, а также находящаяся на территории России, Республики Беларусь и Республики Казахстан система нефтепродуктопроводов общей протяженностью более 16 тыс. км. По итогам первого полугодия 2018 года Группа обеспечила транспортировку около 84% добываемой в России нефти и 31% производимых в России светлых нефтепродуктов.

Агентство по-прежнему оценивает бизнес-профиль Группы как очень сильный. Трубопроводный транспорт обеспечивает относительно низкие затраты на транспортировку нефти и нефтепродуктов в сравнении с железнодорожным транспортом, что обеспечивает компании исключительно высокие конкурентные позиции. Разветвленная сеть трубопроводов позволяет перекачивать продукцию как в западном (по направлению в порты Приморск, Усть-Луга и Новороссийск), так и в восточном направлении (в порт Козьмино), что снижает зависимость компании от конъюнктуры спроса в конкретном регионе.

По итогам 2017 года объем сдачи нефти грузополучателям незначительно снизился по сравнению с 2016 годом (-1,2%) и составил 477,5 млн тонн, объем сдачи нефтепродуктов грузополучателям остался на уровне 2016 года – 33,1 млн тонн. При этом выручка от реализации услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов выросла на 2,8% до 697 млрд руб., а показатель EBITDA, по расчетам агентства, остался на уровне 2016 года – 409 млрд руб. Снижение грузооборота по нефти было полностью компенсировано выручкой от оказания услуг по подключению новых объектов к системе магистральных трубопроводов и расширению пропускной способности последних. Операционный денежный поток Группы до процентных платежей по итогам 2017 года составил 373 млрд руб. (+2,6%). Агентство ожидает роста показателя в пределах 10% до конца 2019 года за счет введения в эксплуатационную фазу нефтепровода «Сковородино-Мохэ» (до 30 млн тонн нефти в год), последовательной реализации проектов по транспортировке нефтепродуктов («Юг» и «Север»), а также роста объемов по ранее введенным проектам по транспортировке нефти «Заполярье-Пурпе» и «Куюмба-Тайшет».

Прогнозная ликвидность Группы на горизонте 18 месяцев от 31.12.2017 (далее – отчетная дата) продолжает оцениваться агентством как сильная: капитальные затраты Группы, платежи по долгу, включающие произошедшее досрочное погашение валютного кредита Банка развития Китая, прогнозные дивиденды покрываются прогнозным операционным денежным потоком, остатками денежных средств на счетах, ликвидными краткосрочными финансовыми вложениями и невыбранными лимитами долгосрочных кредитных линий более 1,2х. Агентство отмечает, что высокие показатели рентабельности (EBITDA margin за период 30.06.2017-30.06.2018 составила 54%) позволяют Группе генерировать достаточный операционный денежный поток для полноценного финансирования своей инвестиционной программы, которая включает в себя такие проекты как расширение ТС ВСТО, строительство отвода от ТС ВСТО до Комсомольского НПЗ, развитие нефтепродуктопроводов «Юг» и «Север» и реконструкция систем трубопроводов в Московском регионе.

Долговая нагрузка Группы по-прежнему оценивается на низком уровне. Отношение долга на отчетную дату к EBITDA за 2017 год составило 1,7х. При этом коэффициент «чистый долг / EBITDA» на отчетную дату составлял около 1х и практически не изменился по итогам полугодия 2018. График погашения долга Группы относительно равномерно распределен до 2025 года, что исключает риски рефинансирования на прогнозируемом горизонте, по мнению агентства. Несмотря на продолжение масштабной инвестиционной программы Группы, рост дивидендных выплат, а также потенциальную сделку M&A агентство, как и ранее, не ожидает устойчивого роста показателя долг/EBITDA выше 2х. Свободный денежный поток Группы за вычетом дивидендов и процентов на протяжении трех лет находится в отрицательной зоне, что оказывает давление на долговые метрики. Агентство ожидает выхода показателя в положительную зону в 2019 году на фоне завершения большей части инвестиционной программы. Валютные риски Группы были минимизированы после досрочного погашения в июле 2018 года валютного кредита от Банка развития Китая и планового погашения выпуска еврооблигаций.  

В феврале 2018 года Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) одобрила сделку приобретения 50,1% акций ПАО «НМТП» у Novoport Holding. В апреле переговоры между сторонами были приостановлены. Агентство отмечает высокую степень неопределенности относительно перспектив этой сделки, однако не ожидает значимого ее влияния на долговые метрики Группы благодаря значительному запасу ликвидности.

Оценки факторов в блоке корпоративных рисков оставлены агентством без изменений. Группа характеризуется концентрированной структурой собственности, высоким уровнем стратегического обеспечения и информационной прозрачности.

По данным консолидированной отчетности МСФО выручка Группы за полугодие 2018 года составила 463 млрд руб., чистая прибыль - 92 млрд руб., активы компании на 30.06.2018 составили 3 122 млрд руб., собственный капитал – 1 902 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ПАО «Транснефть» был впервые опубликован 14.07.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.05.2018.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/credits/method (вступила в силу 20.09.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «Транснефть», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «Транснефть» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «Транснефть» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023